Жесть! Звонившие на Радио России требовали либо отставить Фурсенко, либо поставить его к стенке

Apr 05, 2011 09:19



Об этом мне рассказала после моего эфира leravvs, которая находилась в аппаратной. А мы с ведущим Игорем Гмыза поначалу удивлялись, почему на такую актуальную тему так мало звонков выводилось в эфир.

Вот такая развернулась дискуссия в программе "Особое мнение" на радио России. 4.04.11:

1 апреля в День дурака в российских школах начался набор в первый класс. В Москве в некоторые школы снова устраиваются очереди с перекличками и ночёвками. В такой ситуации родители готовы заплатить любые деньги, чтобы записать ребёнка в нужную школу. А, может быть, имеет смысл это узаконить? Гость в студии - организатор Всероссийского чрезвычайного родительского комитета Дмитрий Гудков. Всероссийский чрезвычайный родительский комитет ещё называют "профсоюзом родителей". Активно обращаются в комитет родители за помощью? Дмитрий Гудков напомнил, что Всероссийский чрезвычайный родительский комитет (ВЧРК) создавался против 83-го закона, переводящего всю бюджетную сферу, в том числе всё российское образование, на коммерческие рельсы. Но таково мнение комитета, а у министра Фурсенко мнение, что как раз всё обстоит совсем наоборот. И всё будет только лучше и позитивнее для системы отечественного образования. К сожалению, закон этот был принят, поэтому можно сказать, что ВЧРК первый раунд проиграл. Сейчас работа идёт над тем, как сделать так, чтобы принятый 83-й закон не разорвал российские школы и российскую систему образования в ближайшие 2-3 года. А может разорвать? Конечно, уверен гость в студии. Это, собственно, и происходит. Россия, как прописано в Конституции, - социальное государство, но, несмотря на это, всё в России переводится на коммерческие рельсы. Очень многие родители и учителя уже успели заметить, как вся образовательная системы начинает поэтапно финансироваться за счёт родителей, а не за счёт государства, как это должно быть по Конституции. Это что касается происходящей неформальной коммерциализации российского образования.  Конкурс в некоторые московские школы достигает 4 человек на одно место. Как в неплохой вуз. В стране что, мест в первых классах не хватает? Дм. Гудков считает, что в стране, во-первых, мест в первых классах не хватает, а во-вторых, в связи с принятием 83-го закона количество школ в России ещё более сократится в самые ближайшие годы. Почему? Потому что сегодня существует норма - 15 учеников на одного учителя. В некоторых российских селах иногда и 15 учеников для всей школы сложно набрать. Можно представить, что будет происходить со школами. Они будут закрываться или укрупняться. Дм. Гудков привел в качестве примера факт, что даже недалеко от Москвы в Коломенском районе Подмосковья есть две такие школы, которые если вдруг закроют, то ученикам придётся добираться до соседних школ 20-30 км. При этом из бюджета не выделено никаких денег на организацию доставки школьников. Но что самое удивительное: конкурс в педагогические вузы, наверное, ниже, чем конкурс в школы. Сегодня в педагоги идут люди, которые либо плохо учились, либо хотят откосить от армии. Поэтому можно сказать, что в последнее время в России просто катастрофически упал уровень подготовки педагогов. Понятно, что в масштабах страны, если на две деревни одна школа и та закрывается, что там очередей не будет. В московских школах ситуация иная: в хорошие и престижные школы очереди. Почему выстраиваются очереди? По какому принципу дети вообще должны приниматься в первый класс? Есть какие-то нормы, как это должно делаться? Самый главный критерий - преимущество имеют дети, которые проживают непосредственно вблизи конкретной школы, а также дети преподавателей данной школы. Но он часто не соблюдается, потому что, как многие говорят, Москва не резиновая, количество школ в столице не увеличивается, а люди всё приезжают и приезжают, как раз из тех сёл и маленьких городов, где ситуация с набором в школы неблагополучная. Поэтому и конкурс, поэтому и возникают разные коррупционные ситуации в связи с этим. Хотя Дм. Гудков в любом случае остаётся на стороне учителей. Рассказывают, что некоторые москвичи даже специально покупают регистрацию в том районе, в котором хотят отдать ребёнка в школу. Дм. Гудков подтвердил, что есть такие случаи. Но очень многие его знакомые, которые работают в школах, называют совершенно другие причины, почему родителям приходится оплачивать обучение своих детей. Гость в студии специально изучил ситуацию, связанную с зарплатами учителей, и у него просто язык не поворачивается говорить вообще о коррупции в школах. Скорее всего, это можно назвать борьбой за выживание. Дм. Гудков не берёт Москву, поскольку это благополучный регион. В Брянской области средняя зарплата учителя - 12 тысяч рублей, в Омской - 12 тысяч, в Рязанской - 8 тысяч, на Ставрополье - 10 тысяч, в Ульяновской области - 9 тысяч, в Волгоградской - 7-9 тысяч, в Тульской - 8-12 тысяч. Даже в Зарайском районе Московской области до некоторых пор, до 2011 года, учитель с 20-летним стажем получал всего 5,5 тысячи рублей. Тот учитель пожаловался, ситуацию несколько поправили, но все равно это 8 тысяч рублей в Московской области. Далее. Наверное, многие слушатели помнят победителя нацпроекта "Образование-2009" Людмилу Талтынову из Воронежа. Так вот, она сегодня получает 11 тысяч рублей в месяц. Такова ситуация по России с зарплатами учителей. А кто устанавливает такие зарплаты? От чего зависят их размеры? Как пояснил Дм. Гудков, зарплаты начисляются на основе тарифной сетки и ещё разных градаций: есть высшая категория у учителей, есть молодые преподаватели, которые только что пришли из вузов. Молодые получают 6-8 тысяч рублей. Сетка единая по стране? Или зарплату учителям устанавливают местные власти? Гость в студии рассказал, что существуют региональные надбавки. В Московской области есть областная надбавка, в Москве существуют свои надбавки. То есть, по стране нет единого уровня учительской зарплаты. Есть федеральная часть зарплаты учителя, а дальше уже каждый регион в зависимости от своей благополучности добавляет учителям. Где-то добавок может совсем не быть, где-то они могут составлять 20 процентов, где-то - 10 процентов. Поэтому надо понимать, когда система образования доводится до ручки, когда учителя в стране получают копейки, когда по новым нормативам учитель может брать только полторы ставки, а раньше мог работать на двух, всё это и приводит к тому, что система образования начинает выживать как-то сама, без помощи государства. Отсюда и возникают все эти коррупционные истории и скандалы.

Полностью предлагаю послушать здесь.

Вчера из-за DDos-атаки на ЖЖ так и не удалось обсудить тему "Есть ли коррупция в школах?!". Как вы думаете при таких мизерных зарплатах ( см вчерашний пост.) можем ли мы вешать всех собак на учителей? Или во всем виновато Правительство, которое довело до ручки нашу систему образования?

Фурсенко, образование, Школа

Previous post Next post
Up