Новый фантастический фильм. Нечто вроде рецензии. "Грань будущего".

Jun 12, 2014 23:43


«Грань будущего/Edge of Tomorrow».

США, Австралия, 2014-й год.

Режиссер: Даг Лайман

Сценарий: Кристофер МакКуорри, Джез Баттеруорт, Джон-Генри Баттеруорт, по повести Хироси Сакуразака.

В ролях: Том Круз, Эмили Блант, Билл Пэкстон, Брендан Глисон, Ноа Тейлор, Джонас Армстронг, Тони Вэй, Кик Гарри, Франц Драмех, Драгомир Мрсич и др.

Мне поднадоело американское боевое кино. Не, правда. Боевики стали раздражать затянутостью драк, натужной звёздно-полосатостью, явной демонстрацией отношения к зрителям, как к тупым поп-корно-едам. Причём, такая лажа не только в «обычных» боевиках, но и в фантастических. Очень редко появляются умные, красивые, увлекательные ленты вроде таких разных, но таких качественных «Луна 2112», или «Железный человек-3». Вот, теперь ещё и «Грань будущего/Edge of Tomorrow».

Слегка напрягла завязка, все эти жуткие и жестокие инопланетяне, которым так не терпится захватить нашу бедную планету и сделать то, с чем, по мнению фантастов и сценаристов, сами люди справляются недостаточно оперативно. Но довольно быстро стало понятно, что инопланетяне здесь - дело десятое. Как ни цинично это прозвучит, но мрачные картины разрушений тоже черствосердечного зрителя мало трогают. Он, зритель, насмотрелся в кино, в выпусках «новостей» и не такого. Трогает за живое, прямо за фантазию, а кое-кого и за душу нормальные человеческие характеры, наконец-то пролезшие на большой экран из умных телесериалов. Персонажи стремительно теряют глянец и бронзу, да так, что даже не важно, что в главных ролях опять признанные «звёзды». Будем считать, что Тому Крузу просто нравится играть в фантастику, а Эмили Блант выгодно разбавляет плотные ряды голливудских баб-воительниц. Какой у неё взгляд! С таким взглядом и оружия не надо. Невольно вспоминается прекрасная и недооценённая Сэндал Бергман, лихая наёмница из «Конана-варвара» образца 1982-го года!

Итак, победно испробованная тема с возможностью перезапустить реальность себя опять оправдывает! «День сурка», «Провал во времени», «Назад в будущее», «Беги, Лола, беги!», «Исходный код», и ещё что-то, чего я не видел или не помню. И вот «Грань будущего». Человек меняется на глазах, используя подсунутый шанс прожить не виртуальную, а самую настоящую жизнь практически бесконечное количество раз, но тут всё жёстче. Если персонаж Билла Мюррея сам выбирал самоубийство, пытаясь прервать дурную бесконечность повторения одного и того же дня, то героев Джейка Джилленхолла из «Исходного кода» и Тома Круза из «Грани будущего» вышвыривает в возможность изменить прошлое к лучшему только через физическую гибель, а тут уж не важно, насколько ты уверен, что будешь опять жив и здоров, тебе очень больно помирать! С одной стороны, они солдаты, с другой стороны - отнюдь не самураи, особенно, майор Уильям Кейдж, штабной пиарщик, наглый, самоуверенный и… трусливый! За очень короткий промежуток времени Том Круз нарисовал такой убедительный и неприятный образ, что, я почти уверен, большинство зрителей в зале уже хотели, чтобы эта мерзкая тыловая крыса понюхала пороху. Кто же знал, что новичку так «повезёт», и в безнадёжном бою он не просто погибнет, но и прихватит с собой поганого инопланетянина, оченно крутого и крайне редко встречающегося, эдакого самого главного офицера в их, инопланетных войсках. Пришелец залил своей голубой кровищей помирающего бывшего офицера, и офицер очнулся во вчерашнем дне, живой, здоровый, и весьма шокированный таким положением вещей! А дальше начинается роман воспитания.
На этой войне хочешь выжить - будь человеком на сто процентов. Вот Уильям и начинает, только сейчас начинает формироваться, как личность, как ответственный, уже боевой офицер. Нельзя не отметить, что важным толчком для такого улучшения его характера был и светлый образ героя этой войны с инопланетянами, прекрасной валькирии в экзоскилете и с мечом. Сперва она - всего лишь один из флагов, пропагандистских лозунгов, придуманных в том числе и им, Уильямом Кейджем. Ещё бы! Дамочка в одиночку уничтожила больше пришельцев, чем кто бы то ни было из вояк! Её портрет с немым то ли вопросом, то ли упрёком во взгляде везде - в телевизоре, на плакатах. А теперь Кейдж увидел «Ангела Вердена», Риту Вратацки живьём, хоть и ненадолго. Пока ненадолго. Им придётся видеться часто, очень часто. Ведь теперь Уильям приобрёл способности того самого инопланетянина, важного звена в иерархии пришельцев, он может возвращаться в прошлое, в тот самый день, когда всё для него по-настоящему началась эта война. Как в дурном сне, как в компьютерной игрушке, где никак не удаётся пройти на следующий уровень, или уничтожить самого главного монстра. Но тут - совсем не игра, раны болят по-настоящему, ставшие друзьями сослуживцы гибнут по-настоящему, и это всё снова и опять, и опять… Недаром заткнулся и отпрянул сержант, сунувшийся в очередное утро воскрешения к Уильяму и заглянувший в его глаза, в которых уже ничего кроме безнадёжности и смертельной усталости. За один день он стал ветераном. И это прекрасно показано. Через военную грязь, через армейский юморочек, через нехарактерную для «фантастического боевика» замечательную актёрскую игру. Вообще этот фильм выгодно отличает пренебрежение к американскому флагу и сексу на поле боя. Эмили Блант играет в первую очередь солдата, равноправного героя, а никак не «боевую подругу главного героя», и это очень хорошо. Все персонажи тесно связаны друг с другом, составляют ансамбль, через взаимодействие раскрывая характеры, конфликты, центральную интригу, как в телесериале. Фильм не теряет динамики, не отпускает ни на минуту, вмещает в себя почти весь спектр остросюжетного кино, от шпионского триллера до отработанной «стрелялки». Сценаристы и режиссёр взяли всё лучшее, что было наработано в «жанре» за эти годы. И получилось весьма, весьма хорошо! Надо бы ещё раз посмотреть. И дивиди потом купить. Отдельное спасибо переводчикам, локализаторам и артистам дубляжа.

кино

Previous post Next post
Up