Здание Народного дома. 1914 год. Почтовая открытка
Листая энциклопедию "Челябинск"
Построено в 1903 году по проекту Р. Карвовского, в стилистике классицизма. Располагалось на пересечении Южного Бульвара (ныне проспект Ленина) и улицы Уфимской (ныне улица Воровского). Прямоугольное в плане, главным фасадом обращено на север. Фасад украшен четырехколонным парадным портиком тосканского ордера с широкой, развернутой полукругом лестницей (с каменными парапетами), ведущей в фойе театра. Треугольный фронтон, опирающийся на гранитную колоннаду, завершает ее и придает зданию парадный облик. Архитектурный образ здания представляет собой систему соподчиненных соразмерных объемов. Портал основного объема фойе несколько шире портика главного входа, его габариты определяют пилястры, повторяющие элементы классического ордера. Симметрию главного фасада подчеркивают расположенные по бокам развернутые ризолиты с большими арочными окнами на торцах.
С большим искусством выполнены все элементы ордерной системы: пилястры в простенках между окнами, полукруглый архивольт, выделяющий арку окна с замковым камнем по центру. Другие окна меньше по размеру, имеют завершения в виде треугольных сандриков. Основной объем (со зрительным залом), выступающий над портиком входа (надстроен позднее), повторяет его элементы крупнее и значимее. Отделка фасадов выполнена из традиционного уральского тесаного гранита с использованием металла (кованые решетки парапетов, ограждение лестниц, кронштейны фонарей). Высокое качество облицовки, выполненные в камне профили и элементы декора обеспечили долгую сохранность зданию. Первоначально здание было выполнено из красного лицевого кирпича. В 1934 году был поставлен вопрос о перестройке его для размещения театра. Документация была оформлена в проектной конторе «Челябпроект» (автор архитектор К. Д. Евтеев, главный инженер С. В. Уржунцев, старший инженер П. И. Искосков). Было выполнено 3 варианта эскизного проекта, проект благоустройства прилегающей территории. В ходе реконструкции изменилась планировка здания, вместимость зрительного зала увеличилась до 650 мест, главным образом за счет боковых лож. Был организован вход прямо с улицы в цокольный этаж, где располагались гардеробы, буфет, курительные и туалетные комнаты. Произведена замена лестниц на железобетонные (инженер Кульвец). Тогда же обсуждался вопрос об изменении сцены и сценической коробки. После 1938 года проектные работы были продолжены. В составе авторского коллектива были Евтеев, Искосков, а также инженер И. Т. Егоров и архитектор Г. П. Потапова. Перестройка здания затянулась, в том числе из-за начавшейся Великой Отечественной войны. В 1942 году при размещении эвакуированного Малого академического театра СССР по заказу Управления искусств было сделано несколько проектных разработок, включающих организацию склада декораций, ограждения территории по улице Воровского и др. (инженер П. М. Шредер). Проектные работы по дальнейшей реконструкции возобновились в 1944 году. Выполнены чертежи внутреннего оформления фойе, зрительного зала, конструкций и отделки балконов, плафонов, создавались шаблоны архитектурных деталей. К этой работе в «Челябпроекте» подключились Т. М. Эрвальд, Э. О. Шуберт, художник В. Л. Талалай, (в то время главный художник театра) позднее - архитектор Ф. Л. Серебровский. Классические архитектурные принципы были сохранены как во внешнем облике, так и во внутренней планировке и оформлении интерьера. В 1954 году была проведена реконструкция сцены (инженер Б. М. Тропашко). Все работы шли под его руководством и при непосредственном участии. «Челябинскгражданпроект» выполнил проект капитального ремонта здания и его приспособления для размещения ТЮЗа (1986-1988, мастерская № 5, руководитель В. С. Пожидаев, главный инженер В. А. Кирюхов). Авторский коллектив возглавил архитектор Ю. П. Данилов, главный инженер проекта Н. Г. Виницкая. В разработке проекта дополнительно принимали участие архитекторы А. М. Казаков, В. А. Фомин, инженеры Г. П. Аксенова, В. И. Дзюбина, а также московский архитектор-реставратор Л. Н. Ненаглядкин (автор проекта реставрации Александро-Невской церкви). Задача восстановления первоначального интерьера не ставилась. Внутренняя отделка была выполнена в стиле модерн. В 1977 году была подготовлена документация на реставрацию фасадов здания - памятника архитектуры (архитектор М. М. Словцова, проект не реализован). Архивные чертежи, отражающие этапы перестройки здания, хранятся в институте «Челябинскгражданпроект». Здание включено в список памятников архитектуры федерального значения (1995).
О. А. Астапова