Первые автобусы Челябинска. Улица Елькина. Фотография 1920 - х годов
Листая энциклопедию "Челябинск".
АВТОБУСНОЕ ДВИЖЕНИЕ регулярное, начало, перевозка пассажиров по установленным маршрутам автобусами и маршрутными такси. В Челябинске автобус стал первым видом современного городского пассажирского транспорта. Движение по маршруту Каменный мост - Вокзал открылось 13 сентября 1925 года, его обслуживали 2 машины английской марки «Лейланд». Вскоре в городе появились 2 отечественных автобуса «АМО». В 1928 году открылись еще 2 маршрута: Вокзал - Кирсараи и загородный, до пос. Каштак. В 1934 году автобусный парк увеличился до 14 машин, в следующем году количество автобусов достигло 31. Большинство машин были уже отечественного производства. Первый автобусный гараж (здание сохранилось) в Челябинске располагался на перекрестке улиц Труда и Елькина. Одним из первых директоров гаража стал П. И. Наймушин, которому удалось значительно улучшить работу городского автобуса. В апреле 1940 года было открыто регулярное междугородное автобусное сообщение Челябинск - Свердловск. Рейс выполнялся 2 раза в сутки, время в пути составляло 7 часов. Кроме автобусов по этому маршруту стали ходить легковые 6-местные автомобили ЗиС-1, совершавшие рейс за 5 часов. В дальнейшем городское автобусное движение продолжало развиваться: появлялись новые маршруты, увеличивалась численность автобусов, росла производственная база. Ныне непосредственное обслуживание горожан автобусами выполняют 2 муниципальных предприятия пассажирского автотранспорта: ЧПАТП-2 и ЧМПАТП-1. В их распоряжении 763 автобуса. В городе проложено 49 городских маршрутов, 34 сезонных садовых, 149 пригородных.
А. И. Скориков
Лит.: Автобусное сообщение Челябинск - Свердловск // ЧР. 1940. 23 апр.; Челябинск: История моего города: Эксперим. учеб. пособие для учащихся основ. шк. Челябинск, 1999.