400 лет со дня смерти Василия Шуйского

Sep 12, 2012 12:14

400 лет назад, 12 сентября 1612 года в Гостынинском замке недалеко от Варшавы умер свергнутый русский царь Василий IV Шуйский - последний Рюрикович на русском троне.

Представитель древнего и многочисленного рода князей Шуйских, происходивших от Александра Невского и давших Российскому государству немало знаменитых деятелей, Василий заслужил у историков репутацию человека малоталантливого, но искусного интригана. Опричник при Грозном, боярин при его сыне Фёдоре I и фактическом правителе Борисе Годунове, он в 1591 году по указанию последнего расследовал убийство в Угличе царевича Дмитрия Иоанновича. Тогда он пришел к выводам, Годунова как нельзя устраивавшим: мол, произошедшее просто результат несчастного случая - царевич игрался с ножиком, и с ним приключился приступ "падучей", во время которого он себя и "изранил". После выступления Лжедмитрия I Годунов послал Шуйского против него во главе войска. Шуйский достаточно успешно действовал против самозванца, сохраняя верность Борису, а после его смерти - его сыну и наследнику Фёдору II. Даже когда 1 июня 1605 года в Москве вспыхнуло восстание против Фёдора, и агенты Лжедмитрия с Лобного места зачитывали москвичам лжедмитриевы воззвания против Годуновых, Шуйский выходил на площадь, уговаривал народ сохранять им верность, уверял, что царевича нет на свете и человек, назвавшийся его именем, есть Гришка Отрепьев. Но когда после того воззвание, прочитанное Пушкиным с лобного места, взволновало народ до того, что можно было ясно видеть непрочность Годуновых, Шуйский, призванный решить вопрос о подлинности Димитрия, решил его в пользу претендента и окончательно погубил несчастное семейство Годуновых.
После воцарения Лжедмитрия в Москве Шуйский сразу же начал плести против него заговор, распространяя среди москвичей слухи о том, что новый царь привечает иноземцев и собирается обратить русских людей в католическую веру, и наконец что царь - всё-таки не настоящий Дмитрий. Заговор раскрылся,  Шуйский был предан суду, который приговорил его к смертной казни.
Костомаров пишет: "С терпением и мужеством Василий пошел на казнь и, не ожидая спасения, бестрепетно сказал народу: "Умираю за веру и правду!" Палач хотел с него снять кафтан и рубаху с воротом, унизанным жемчужинами. Князь, потомок Св. Владимира, с гордостью и достоинством воспротивился, говоря: "Я в ней отдам Богу душу". Великодушие названого Димитрия спасает его от смерти. Он отправлен в Вятку, но только что успел прибыть в этот город, как царский гонец привозит ему известие о возвращении ему боярского сана и всех прежних вотчин".
Недолго думая, Шуйский составил новый заговор, на сей раз увенчавшийся успехом: 17 мая 1606 года его сторонники (как пишут историки, это были в значительной части разбойники, которых он приказал выпустить из московских тюрем и раздать им оружие) ворвались в Кремль, Лжедмитрий был схвачен и застрелен. Его труп долго таскали по московским улицам, потом сожгли, а пепел засыпали в пушку и выстрелили из неё в сторону польской границы.
Через три дня бояре согласились выбрать Шуйского в цари, с тем, что он будет править не иначе, как с согласия бояр. Созвали народ на площадь звоном колокола. Приверженцы Шуйского немедленно "выкрикнули" его царем. Некоторые заявили, что следует разослать во все московские города грамоты, чтобы съехались выборные люди для избрания царя; но бояре решили, что этого не нужно, и сейчас же повели Василия в церковь, где он дал присягу управлять согласно боярским приговорам, никого не казнить без воли бояр, не отнимать у родственников осужденных служилых людей вотчин, а у гостей и торговых людей лавок и домов, и не слушать ложных доносов. После произнесения Шуйским этой присяги, бояре сами присягнули ему в верности.


Обстоятельства последовавшего за тем его 4-летнего правления, борьбы с Болотниковым и "Тушинским Вором" (и другими Лжедмитриями), союза со шведами и войны с Речью Посполитой, достаточно хорошо известны. Достаточно сказать, что его "мудрая" внутренняя и внешняя политика привела к широкомасштабной внутренней войне "всех против всех" и военному столкновению с обоими внешними противниками России - Речью Посполитой и Швецией. Которые воевали между собой, а Шуйский умудрился встрять между ними, как между двумя жерновами. Эти жернова его в конечном итоге смололи. 4 июля 1610 года русская, точнее русско-шведская армия под командованием брата и потенциального наследника Василия - Дмитрия Шуйского - была в печально знаменитой битве при Клушино разбита польской армией гетмана Жолкевского, которая после этого двинулась на Москву.
17 (27 по новому стилю) июля 1610 года началось открытое выступление москвичей против Шуйского. Вожак восставших, знаменитый в дальнейшем дворянин Захарий Ляпунов, обратился к царю: ""Долго ли за тебя кровь христианская будет литься? Ничего доброго от тебя не делается. Земля разделилась, разорена, опустошена; ты воцарился не по выбору всей земли; братья твои окормили отравой государя нашего Михаила Васильевича (Скопина-Шуйского, племянника Василия, победителя Тушинского Вора), оборонителя и заступника нашего. Сжалься над нами, положи посох свой! Сойди с царства. Мы посоветуем сами о себе иными мерами". Василий выхватил нож, кинулся на Ляпунова, но тот  погрозил ему своей крепкой рукой и сказал: "Василий Иванович! Не бросайся на меня, а то я тебя вот так тут и изотру!"
Восставших поддержали бояре и патриарх, направившие к Шуйскому своих представителей. Один из них, князь Иван Михайлович Воротынский, сказал царю: "Вся земля бьет тебе челом; оставь свое государство ради междуусобной брани, затем, что тебя не любят и служить тебе не хотят".
Шуйский положил царский посох и переехал из Кремля в свой княжий дом.
Последний царь-Рюрикович пал. Власть перешла к боярскому совету, который войдёт в историю, как "Семибоярщина". Вскоре над свергнутым царём совершили обряд пострижения в монахи (причём он кричал "Не хочу!" и вырывался, но его удерживали) и увезли в Чудов монастырь. Жену его, царицу Марию Петровну, урождённую Буйносову-Ростовскую, тоже постригли и под именем Елены отправили в суздальский Покровский монастырь. Позже, новый царь из новой династии переведет её в Новодевичий монастырь в Москве, где она и умрёт в 1626 году. С поверженным венценосным супругом они больше не встретятся.
"Семибоярцы" тем временем вступили в переговоры с подошедшим к Москве Жолкевским. 17 (27) августа был заключен договор об избрании новым русским царём сына польского короля Сигизмунда III - королевича Владислава (будущего короля Владислава IV) при условии сохранения православной веры и обязательства править по совету с боярами.
В ночь на 21 сентября польские войска вошли в Москву, где останутся следующие два года. Шуйский с женой были переданы Жолкевскому, который, будучи вскоре отозван королём из Москвы к осаждённому поляками Смоленску, забрал их с собой, причем разрешив одеть не монашескую, а светскую одежду. Смоленск вскоре поляками был взят, и Сигизмунд вернулся в Варшаву, так же взяв с собой Шуйского и его братьев. При торжественном въезде Сигизмунда в Варшаву Шуйского везли в открытой корете, следовавшей сразу за королевской. Позже, на торжественном приёме в польском сенате, на котором присутствовал сам король, его придворные и знатнейшие люди Речи Посполитой, Жолкевский, обращаясь к королю, сказал, указывая на Шуйского:  "Вот он, великий царь московский, наследник московских царей, которые столько времени своим могуществом были страшны и грозны польской короне и ее королям, турецкому императору и всем соседним государствам... Недавно еще они повелевали царствами, княжествами, областями, мнoжecтвом подданных, городами, замками, неисчисленными сокровищами и доходами, но, по воле и по благословению Господа Бога над вашим величеством, мужеством и доблестью польского войска, ныне стоят они жалкими пленниками, всего лишенные, обнищалые, поверженные к стопам вашего величества и, падая на землю, молят о пощаде и милосердии". При этих словах низложенный царь поклонился, коснувшись пола пальцами правой руки (но не "ползая перед польским королём на коленях", как любят об этом писать некоторые авторы)...

Шуйского и его брата, клушинского "героя" Дмитрия с женой Елизаветой, поселили в Гостынском замке под Варшавой, дав им довольно приличное содержание.  Пленники "были отданы под стражу почетную и несуровую",они имели определёную свободу в передвижении по замку и его ближайшим окрестностям. Несмотря на то, что Шуйских держали под стражей, их, однако, принимали достойно, на их содержание с 18 (28) декабря 1611 года до сентября 1612 года около 309 рублей, то есть до 35 рублей в месяц. Царь Василий Шуйский жил в каменных покоях над воротами замка. Помещение, в котором находился царь, закрывалось на замок и засов. Комната имела четыре окна, пол из гладкого кирпича, полированную печь, камин, а также шкаф в стене. Поблизости находилась военная стража.
В этом замке поверженный царь и скончался ровно 400 лет назад.
В 1635 году по просьбе царя Михаила Фёдоровича из новой династии Романовых останки Василия Шуйского были возвращены поляками в Россию. Василия погребли в Архангельском соборе Московского Кремля, рядом с другими правителями Московского государства.

история Отечества, история

Previous post Next post
Up