В рамках
очередной кинорулетки, на сей раз посвященной советскому кино 20-30-х годов, мне достался чрезвычайно известный фильм скромного классика (ранне-)советского кино Бориса Барнета
"Окраина" (не путать с
одноименным фильмом Петра Луцика 1998 года - изящным постмодернистским надгробием на могиле советского кино).
Фильм вроде как известный и у нас, и в мире благодаря изображению Первой мировой войны с общечеловечески-пацифистских позиций: вошли в резонанс первородный грех большевицкого режима - Брестский мир (ну да, не потому, что германские шпионы, а будучи принуждаемы к этому неумолимой силой обстоятельств - хотя незадолго до этого мира Ильич высокопарно восклицал "С 25 октября мы, большевики - оборонцы!" - да еще и имея смелость в отличие от предшественников это признать, но вот как-то войны лучше выигрывать, чем проигрывать) с воцарившимся в Европах просвещённых взглядом на эти события в стиле "И как это нас угораздило?!" (ну а что - столько жертв, а пресловутая овчинка порога рентабельности не достигла, победители много не приобрели сверх того, что у них уже было, наоборот, вон Британия публично сняла в Вашингтоне корону владычицы морей, а Германия не добита, и ее, озлобленную, чем дальше тем больше побаиваются), так что изображение закончившейся войны, как самой большой и дорогой глупости в истории, устраивало всех (так она и запомнилось - может быть к лучшему).
Много писать о таких фильмах, конечно, проблематично - за 90 лет написано о них много, так что кратенько о том, что запомнилось:
1. Бесподобная сцена, в которой два пожилых приятеля, российский мастеровой Александр Петрович и квартирующий у него немецкий гастарбайтер Роберт Карлыч, погожим воскресным днём идут попить пивка - а тут объявление войны! "А, шапками закидаем! - охваченный внезапным патриотическим порывом восклицает Петрович, обращаясь к своему приятелю - Ну ведь закидаем же, Роберт Карлыч, а?!". А этот немец, будучи охвачен не менее внезапным патриотическим порывом, гордо в ответ: "Не закидайт! У самих шапки найдутся!" (а через некоторое время, облачившись в некий шинелеподобный шушун, опоясавшись армейского вида ремнями и напевая на своём немецком что-то военно-патриотическое, видимо "Вахт ам Райн", отбывает куда-то в сторону фатерлянда). Сколько подобных сцен доводилось наблюдать во время известных событий почледних пяти лет (лично мне - только в интернете, и слава Богу)...
2. Линия с Сенькой Кадкиным - молодым, глуповатым, совершенно не героичным, но но всё равно обаятельным парнем в исполнении будущего главного мужчины советского кино следующих полувека Николая Крючкова. Подвергнувшись всё тому же общему патриотическому порыву - враг у порога, постоим за Отчизну и мобилизованный старший брат в импозантно мешковатой военной форме - записывается добровольцем. А на войне вместо ратных дел и славы - унылость окопной жизни времен позиционного тупика со всеми прелестями обитания в условиях закрытого и ох какого неуютного пространства, типа умеренного, но вполне конкретно прорисованного, как это теперь называют, буллинга (да еще и родной брат в качестве обычного застрельщика такового!). И дурацкая смерть как итог... Вот интересно, как посмотревшие фильм воспринимали события 1941-го, когда вследствие известных причин вектор пропаганды оказался противоположным - и некторым образом подобным тому, что был в 1914-м?... Впрочем, в тот-то раз мы победили, так что к чему такие копания...
Такое вот кино.