Согласно устоявшейся у нас версии, именно эта сакраментальная фраза, прозвучавшая 18 июля 1936 года в эфире радиостанции Сеуты, испанского города в Северной Африке, стала сигналом к вспыхнувшему в этот день мятежу испанских воинских частей по всей стране, положившему начало трёхлетней войне в Испании.
Впрочем, в других источниках приводятся другие версии сигналов к мятежу: так утверждается, что на самом деле таковыми были шифротелеграммы с фразой, "17 в 17. Директор", рассылавшиеся агентами заговорщиков из южнофранцузского города Байонна.
Силы, воевавшие в той войне против режима 2-й Испанской республики (установленной после свержения в апреле 1931 года испанского короля Альфонса XIII и поддерживаемого им режима генерала-диктатора Мигеля Примо де Риверы) и пришедшего к власти в ней в феврале 1936 правительства Народного фронта (довольно рыхлого объединения леволиберальных и леворадикальных сил - от умеренных республиканцев до троцкистов и анархистов) у нас обычно именуют "франкистами" (по имени генерала Франсиско Франко Баамонде, пришедшего к власти в Испании по итогам той войны) или "флангистами". Первое неверно на начальном этапе: генерал Франко, командовавший тогда испанскими войсками на отдаленных Канарских островах, был не в первом ряду генералов-заговорщиков. Да и энтузиазма по поводу предстоящего выступления не проявлял - кто-то из мятежников потом вспоминал, что за двойственную и уклончивую позицию, занятую в ходе подготовки, Франко прозвали "Мисс Канары-36". Лидерами заговора тогда были генералы Хосе Санхурхо и Эмилио Мола. Но первый погиб в авиакатастрофе в первые дни мятежа, второго Франко быстро оттёр от руководства благодаря своим лучшим чем у того организаторским способностям. Так, наиболее боеспособные и верные идеям восстания войска мятежников располагались в Северном Марокко, являвшемся тогда испанской колонией. Но перебросить их на территорию метрополии было затруднительно, так как испанский флот в отличие от армии остался в основном верен республике. Так вот именно Франко нашел выход на руководство гитлеровской Германии и муссолиниевской Италии (письмо Франко Гитлеру было передано через уполномоченного по зарубежным организациям НСДАП Эрнста Боле) - и уже в первых числах августа транспортные самолеты "Юнкерс-52" перебрасывали мятежников на континент, а переданные мятежникам итальянские бомбардировщики "Савойя-81" бомбили републиканские центры. Главные внешние силы, на поддержку которых приходилось рассчитывать инсургентам, таким образом сделали ставку именно на него.
Флаги 2-й Испанской республики и Народного фронта (трехлучевая звезда подразумевает объединение основных прореспубликанских сил - либеральных республиканцев, социалистов и коммунистов)
Это и другие подобные действия Франко резко подняли его акции сряди повстанцев: 12 сентября созданный ими Совет национальной обороны назначил его верховным главнокомандующим (генералиссимусом) восставших. 29 сентября он заявляет, что "должность главнокомандующего во время войны предполагает и функцию главы правительства". И уже с 1 октября Франко издает декреты, в которых именует себя главой государства.
Что касается Фалангистов", то тут еще запутанней. Первоначально Испанская фаланга - праворадикальная группировка, созданная в 1933 году сыном свергнутого диктатора Примо де Риверы Хосе Антонио. Ее идеологией была довольно эклектичная семь из правых и левых лозунгов от "традиционных ценностей" и религии до антикапитализма и защиты интересов пролетариата (форменной одеждой фалангистов были синие рубашки, которые должны были ассоциироваться с комбинезонами промышленных рабочих) на основе национализма ("Испания является единицей универсального значения"). В целом в идеологии группировки просматривалась ориентация на декларируемые Муссолини идеи "корпоративного государства", объдиняющего интересы рабочих и промышленников на государственнической основе. Республиканский строй фалангистов в целом устраивал, но к "Народному фронту" они настроены были отрицательно - регулярно то тут, то там вспыхивали столкновения между фалангистскими форимрованиями и "милициями" разных входящих в "Народный фронт" группировой. Сразу же после начала мятежа Примо де Ривера будет арестован республиканскими властями и 20 ноября 1936 года расстрелян. Позже, при франкистском режиме он будет почитаем, как борец и мученик за идею (ему даже рок-оперы плсвящались:
https://www.youtube.com/watch?v=gomI9D-Vn3c ), и в то же время рядом диссидентских испанских группировок, вроде существовавших в 60-70-х гг. "Доктринальных кружков Хосе Антонио" его идеи будут рассматриваться в качестве альтернативы франкистскому официозу (в связи с чем их участники будут подвергаться репрессиям со стороны франкистского режима).
Хосе Антонио Примо де Ривера в форменной фалангистской рубашке со значком фаланги "Ярмо и стрелы"
Первое время заговрщики от фалангистов пытались дистанцироваться. Первые руководители мятежа ориентировались на более консервативные силы, вроде "общины традиционалистов", объединявших последователей карлистского движения XIX века (сторонники претендентов на испанский престол Дона Карлоса Старшего, сына короля Фердинанда VII и Дона Карлоса Младшего, вокруг которых в Испании того века произошло несколько гражданских войн) и Испанской конфедерации независимых правых СЭДА. Но Франко, взявший курс на консолидацию антиреспубликанских сил (чьё объединение было столь же рыхлым, что и у сил республиканских), в качестве основы таковой выбрал именно Фалангу, видимо как оргаинзацию, более соответствующую духу времени (к тому же без привязки к монархо-династическим группировкам - делить власть с монархами Франко, как позже выяснилось, не собирался). 19 апреля 1937 года им будет издан т.н. Декрет об унификации, которым все поддерживавшие его группировки объединялись в одну единственно легальную на подконтрольной ему территории партию «Испанская фаланга традиционалистов и хунт национал-синдикалистского наступления». Сам Франко станет ее вождем, или как говорят испанцы "каудильо". Именно она будет правящей и единственной партией во франкистской Испании (правда, позже получит более нейтральное и расплывчатое название "Национальное движение").
Флаг Фаланги в позаимствованной у анархо-синдикалистов красно-черной цветовой гамме
Гражданская война, начавшаяся 80 лет назад, как известно, закончится в 1939 году победой Франко, который и будет правит Испанией до своей смерти в 1975 году. Несмотря на то, что в этой стране в 1947 году будет формально восстановлена монархия, за выкрик "Да здравствует король!" еще долго можно будет угодить за решетку. Лишь в 1969 году Франко официально назначит наследником королевского престола внука свергнутого в 1931 году коорля Альфонса Хуана-Карлоса де Бурбона-и-Бурбона, который после смерти генералиссимуса станет испанским королем Хуаном Карлосом I.