Двойной портрет: Абдалла II и Мухаммед VI

Jun 18, 2012 22:27






В ходе арабских революций 2011 г. устояли две монархии - Иордании и Марокко (в отличие от монархий Аравийского полуострова), далеко продвинувшиеся по пути модернизации общества. Потомки Хашимитской и Алауитской династий, ведущих свое начало от пророка Мухаммеда, пришли к власти в 1999 г. И Абдалла II, и Мухаммед VI - молодые, с хорошим западным образованием короли, пользующиеся почитанием среди верующих и имеющих непререкаемый авторитет.

Благоприятную почву для их правления подготовили харизматические лидеры, короли Хусейн ибн Таха и Хасан II, начавшие модернизацию своих стран сверху и создавшие представительную демократию с местной спецификой и лишь внешне открытые, умеренные авторитарные режимы. Их сыновья продолжили модернизационные процессы в своих странах, несколько расширяя демократическое представительство масс и ведя диалог с умеренной религиозной оппозицией.

Поскольку это страны с еще не сложившейся идентичностью, этнические проблемы здесь по-своему осложняют внутреннюю политику. У марокканского короля существуют трения с берберским населением, которое борется за культурную автономию, у иорданского - непреодолимый раскол между Западным и Восточным берегом, между в основном палестинским населением Западного берега, оккупированного в 1948-1949 гг., и бедуинскими племенами с небольшим черкесским и арабо-христианским меньшинством Восточного берега. Однако Хасан II традиционно опирался на берберское население, составляющее большинство страны, а Хусейн - на бедуинские племена, королевская гвардия набиралась из бедуинов и черкесов.

По социально-экономическим показателям, Иордания несколько опережает Марокко. Правда, бедность населения, нехватка ресурсов не позволяют удовлетворить запросы масс, поднимая накал напряженности в обеих странах. Очевидная необходимость проведения экономических реформ побудила монархов искать наиболее приемлемую модель, которая гарантировала бы поддержку со стороны Запада, кредиты от МВФ и была бы достаточно эффективной, чтобы вывести экономику из кризиса и сохранить внутреннюю стабильность.

Абдалла II и Мухаммед VI продолжили экономические реформы своих предшественников, опираясь на те или иные политические элиты и не позволяя никаким оппозиционным группам влиять на принятие и реализацию решений.

В силу сложившихся обстоятельств, Абдалле II первоначально пришлось приостановить все реформы, чтобы установить всю полноту власти. При проведении в дальнейшем неолиберальных экономических реформ, по рекомендации МВФ, он отказался от традиционной для его отца и деда опоры на бедуинских шейхов и высшее офицерство, назначив на ключевые посты молодых, получивших западное образование чиновников. С улучшением экономической ситуации монарх вновь назначил на министерские посты представителей нескольких бедуинских племен.

После прихода к власти Мухаммед VI продолжил реформы в области экономики, что стало серьезным интегрирующим фактором, обеспечившим устойчивость и запас прочности режиму.

Это позволило монарху произвести постепенную реорганизацию в своем окружении, названную им "новой концепцией власти". К руководству пришло молодое поколение политиков, не только более профессиональных, но и преданных королю. Кадровые перестановки коснулись и экономического блока, и дипломатического корпуса. В окружении короля появилась и группа высокопоставленных военных после долгих лет опалы из-за покушений на Хасана II.

Проводя мини-реформы, оба монарха де-факто укрепляли правящие режимы. За умеренным фасадом, по меркам Ближнего Востока, продолжал сохраняться жесткий и в целом эффективный контроль над всеми происходящими в странах процессами.

Абдалла II практически вернул страну назад к более авторитарной форме принятия и реализации решений. Одним из первых его шагов стал запрет, распространившийся на всех государственных служащих, включая вооруженные силы, состоять в какой-либо партии и публично высказываться в поддержку той или иной силы. После убийства в Аммане американского дипломата был принят закон о санкционировании властями массовых (и только с мирными целями) собраний и митингов.

После терактов в Касабланке в 2003 г. в Марокко также был ужесточен контроль над обществом. Вместе с тем, Мухаммед VI создал комиссию «Справедливость и примирение», занимающуюся расследованием злоупотреблений предыдущей власти против своих оппонентов, широких политических репрессий в "свинцовые годы" правления Хасана (без упоминания его имени).

В условиях бурно развивающегося процесса идеологического и политического размежевания в обеих странах хронической болезнью партийных систем стала непрекращающаяся фрагментация политического спектра и неспособность к формированию прочных политических структур, обладающих сложившимся электоратом. Это заставило власти реально и прагматично оценивать политическое многообразие. В Иордании были внесены изменения в закон о партиях, по которому любая партия должна насчитывать не менее 500 членов (прежний закон устанавливал порог в 50 чел.). Согласно новому закону, были распущены 22 из 36 партий.

Король Мухаммед VI не препятствовал созданию новых партий, поощряя политическую конкуренцию под собственным контролем, ослабление расколами влиятельные системные партии, и постепенно "переваривая" новые образования и разбавляя скомпрометировавший себя политический патриархат. Здесь сложилась наиболее сложная и разветвленная, по сравнению с другими арабскими странами, политическая система. С вовлечением в политическую жизнь части несистемных партий и с их легализацией монарх пытается добиться вывода из подполья радикальных сил.

В обеих странах ведется строгое наблюдение за деятельностью исламистов. В Иордании под пристальным вниманием находятся формально благотворительные исламские фонды, а на деле собирающие средства для местных «Братьев-мусульман». Для более эффективного контроля королевским указом они были приравнены к неправительственным благотворительным организациям.

В 2002 г. при правительстве Иордании был образован Общественный совет, призванный разрабатывать рекомендации для правительства по насущным проблемам внутренней и внешней политики. В 2003 г. было создано Министерство политического развития, на которое король возложил обязанность разъяснять населению смысл вводимых преобразований, а также "всячески способствовать внедрению демократических и прогрессивных идей".

Кризисные явления в экономике, социальная нестабильность вынуждают монархов идти на некоторую либерализацию режима не только со снятием ограничений на создание партий, общественных организаций, но и ослаблением цензуры СМИ. Средства массовой информации, оставаясь одним из рычагов контроля за обществом, играют важную пропагандистскую и просветительскую роль. Новый закон о СМИ в Иордании не только ослабил цензуру, но и разрешил создание негосударственных телеканалов и радиостанций. Журналисты обязаны руководствоваться "моральным кодексом" и самоцензурой. В соответствии с поправкой к этому закону, принятой в 2009 г., все владельцы Интернет-кафе обязаны установить камеры наблюдения.

Марокканские власти в 2005 г. упразднили статьи Кодекса прессы, предусматривающие тюремное заключение для работников СМИ за их "профессиональные ошибки". Наказание стало ограничиваться денежным штрафом.

К моменту событий "арабской весны" оба монарха подошли, имея определенный запас прочности. Они проявили некоторую умеренность, гибкость, способность эволюционировать и решать задачи с учетом реалий международной обстановки. Из-за внезапности событий, власти не успели выработать свою стратегию нейтрализации протеста и действовали ситуативно, чтобы избежать экспансии конфликта, массового слияния политического протеста с социальным.

После проведения "Дня гнева" 21 января 2011 г. с требованиями "хлеба и свободы", а также отставки правительства власти Иордании не решились на применение силы и поспешили объявить о повышении зарплат бюджетникам и военным. Чтобы не провоцировать рост цен на продукты, на субсидии было выделено 500 млн. долл. 15 февраля было разрешено свободное проведение митингов. 15 марта король образовал "комитет по национальному диалогу" для выработки в течение 3 месяцев плана политических реформ. Но оппозиция отказалась от сотрудничества с властью.

Среди требований демонстрантов был и "переход к конституционной монархии" или возвращение к старой 1952 г. Однако дело свелось к смене кабинета министров. Под давлением начавшихся волнений монарх отправил в отставку премьер-министра С.ар-Рифаи и назначил на эту должность М.аль-Бахита, пообещав, что новое правительство займется "подлинными реформами государственного устройства". Однако непрекращающиеся волнения заставили дать новые обещания. 12 июня 2011 г. Абдалла II в телеобращении к нации по случаю 19-летия своего восшествия на престол пообещал уступить свое право назначать премьер-министра и правительство победившей на выборах партии. Снова последовали обещания реформ.

Под давлением непрекращающихся беспорядков и требований большинства парламента кабинет Бахита был отправлен в отставку. Новым премьером стал А.Ш.аль-Хасауи. ранее работавший в Международном суде ООН. Он получил гарантии от короля на невмешательство в свою деятельность.

Главным приоритетом стал проект новых законов о партиях в преддверии новых парламентских выборов. Под нарастающим давлением оппозиции 26 октября монарх пообещал приход к власти "партийного правительства". В ноябре он помиловал несколько сотен радикальных исламистов. Благодаря политическому лавированию, оттягиванию принятия решений, роль реформ в Иордании оказалась менее значимой, чем в Марокко.

В этой стране требования об изменении конституции звучали и раньше, но после февральских народных выступлений 2011 г. Мухаммед VI за очень короткий срок подготовил новую конституцию, которая была принята в июле 2011 г. В соответствии с новым законом, король не может отправить в отставку и правительство в целом, и отдельных министров, распускать парламент, накладывать вето на законодательные акты и править посредством декретов. На парламентских выборах 25 ноября 2011 г. большинство получила исламистская Партия справедливости и развития, и король, в соответствии с конституцией, утвердил премьер-министром ее лидера А.Бенкирана, таким образом пытаясь сохранить баланс сил между модернизацией и исламом.

Все это свидетельствует о том, что политические элиты двух стран серьезно относятся к сигналам "снизу", взаимодействуя с обществом, учитывая его настроения. Власти стали меньше опираться на насилие и больше на манипуляции и изощренные приемы мобилизации общественного мнения.

Этери Павлуцкая

Источник: http://www.ru.journal-neo.com/node/117352

Фото взято: http://www.personal-plus.net/forum/read.php?1,18238,page=3

С заключительным выводом автора статьи нужно полностью согласиться.

монархия

Previous post Next post
Up