Зависимость от нефти и газа мировых экспортёров

Jan 24, 2016 16:12

Оригинал взят у spydell в Нефтегазовая игла государственных бюджетов
В прошлой статье продемонстрировал базовые показатели государственных бюджетов стран нефтегазовых экспортеров. Теперь собственно, нефтезависимость гос.бюджетов за последние 25 лет. Какая доля нефтегазовой ренты в бюджете?

Бюджет - представляет собой консолидированный счет бюджета центрального/федерального правительства и всех субъектов/муниципальных/региональных образований. Нефтегазовая рента - все доходы (прямые и косвенные), которые государство изымает непосредственно с экспортеров нефти и газа.


Критически высокая зависимость от нефти/газа в Ираке, Кувейте, Ливии, Омане, Гвинее и Брунее. Там под 90-95% формирования бюджета за счет сырья.
Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Нигерия, Ангола, Азербайджан и Конго формируют государственный бюджет в среднем на 70-75% за счет нефтегаза.

Алжир, Катар, Чад и Габон на 55-60%. Казахстан и Йемен на 50% В Иране до санкций и нефтяного эмбарго было в среднем 70%, сейчас 40-45%. Данные по Венесуэле оценочные. Сейчас у них вообще не поймешь, что с бюджетом и куда идут нефтедоллары.


В России нефтезависимость составляет в среднем около 30%, стабильно на протяжении 9 лет с 2005. Данные не охватывают 2015 год. В начале нулевых было 12-15%, а в конце 90-х около 5-10%. Как видно, структура бюджета практически не меняется, а доля нефтегаза в бюджете зависит от 2 составляющих - физический объем поставок, который вырос более, чем в 2 раза с конца 90-х и собственно цена.


По меркам Африки и Ближнего Востока зависимость в России не столь и высока, но это если сравнивать с недоразвитыми странами. Однако, учитывая амбиции и геополитические запросы - это непозволительно много. Ни одна развитая страна не имеет зависимость от одной отрасли более, чем на 8%.(А развитые сраны экспортируют нефть и газ в таких же объёмах?) Норвегия с 35-40% зависимости, как исключение в виду размера и количества населения.(А чойта исключение вдрух?)


В целом все без исключения крупные страны нефтегазовые экспортеры показывают нулевую склонность к структурным трансформациям в отсутствии внешних или внутренних шоков, как например, войны, революции, санкции. Т.е. если цены стабильны, рынки сбыта стабильны, отсутствуют внутренние или внешние военно-политические катаклизмы, то доля нефтегаза на протяжении десятилетий не меняется, что как бы намекает на положении стран в мировом разделении труда и капитала.

Изменение доли нефтегаза в таблице, как правило, связано не с изменение структуры экономики и гос.бюджета, а с изменением объема экспорта сырья, либо из-за цены, либо по физ.объему.



Данные от источников МВФ и на основе моих расчетов.

Представленные страны - это под 93% чистого экспорта нефтегаза по миру (остальное Канада, Мексика, Малайзия, где доля ниже 50% от экспорта и Туркменистан, данных по которому нетполностью зависит от газа ). Все без исключения страны в таблице имеют доля нефтегаза свыше 50% от совокупного экспорта товаров. Зависимость от сырья критически высока, но что еще не менее важно - ни одна из представленных стран не имеет не то, что хайтек производства, но даже развитой промышленности высоких переделов. Т.е. это страны с чрезвычайно отсталой или отсталой экономикой, с полностью отсутствующими или слабо развитыми технологиями и под высокой зависимостью от конъюнктуры на товары, цены на которые под контролем США. Дефакто, страны, живущие с благословения США )) (А Россия таки выделяется? Как то мутно об этом)

гейропа, Россия, нефть-газ, экономика, геополитика

Previous post Next post
Up