Расположена она в административном центре, в Вышестеблиевском сельском поселении, Темрюкского района, и насчитывает 4200 душ народу. Находится в центре Таманского полуострова, на железнодорожной ветке Крымск - Порт Кавказ. Станция сейчас подвергнута реконструкции, в связи с реализацией проектов морского порта Тамань и транспортного перехода в Крым.
Для начала, немного местной географии.
Фрагмент схемы железнодорожных магистралей юга России. Место расположения Вышестеблиевской отмечено красной точкой -
Фрагмент карты. Таманский и Крымский полуострова, Керченский пролив -
1 - Станция Вышестеблиевская 2 - Мыс Железный Рог. Порт Тамань и точка выхода на Керченский транспортный переход. 3 - Порт Кавказ. 4 - Порт Крым. 5 - Город-герой Керчь. Красным выделена железнодорожная магистраль Крымск - Порт Кавказ. Зелёным - ветка Порт Крым - Керчь - Владиславовка. По этим веткам в данный момент осуществляется железнодорожное сообщение материковой части России с её полуостровом Крым через паромную переправу. Синей линией обозначен строящийся транспортный переход.
После сдачи Керченского моста в эксплуатацию, поезда к точке 5 пойдут по более кратчайшему пути: от точки 1, через точку 2. Железнодорожные подходы к паромной переправе будут сохранены. По всей видимости, сама переправа тоже будет работать. Естественно, с гораздо меньшей нагрузкой. Фактически её оставят, как стратегически важный элемент, обеспечивающий переправку грузов в случае форс-мажорных обстоятельств с мостом.
Как уже упоминалось в статье про будни строительства: «…Мы уже вышли из горловины станции Вышестеблиевская и движемся в сторону порта тремя путями, - рассказывает Константин Хамицевич. - Один путь потом пойдёт к порту Кавказ, а два других - к Керченскому транспортному переходу…» Что характерно, железнодорожная ветка от Вышестеблиевской к Железному Рогу (порту Тамань) показана не на всех картах и схемах.
[Общая характеристика объекта строительства.]Железная дорога примыкает к станции Вышестеблиевская Северо - Кавказкой железной дороги. Примыкание железной дороги к станции происходит в нечетной горловине и далее идет вдоль существующей железной дороги с правой стороны по ходу увеличения пикетажа на совмещенном земляном полотне. На ПК 45 пересекает в разных уровнях (с устройством путепроводной развязки) автомобильную дорогу, проходящую от поселка Сенной до станицы Вышестеблиевская. Далее идет на запад до ПК 287 параллельно дороге, принадлежащей ЗАО «Таманьнефтегаз» и ОАО «Тольяттиазот» с северной стороны. На 22 км устраивается обгонный пункт. На ПК 268 железная дорога пересекает в разных уровнях автомобильную дорогу (с устройством путепроводной развязки), затем посредством кривых радиусом 800 м и 600 м заходит в седловину и спускается к станции Портовая. Основные технические параметры новой железнодорожной линии приняты в соответствии с СТН Ц-01-95 и унифицированы с прилегающими участками существующей железнодорожной сети. В соответствии с грузонапряженностью в грузовом направлении (77,3 млн.ткм/км в год) на десятый год эксплуатации, железная дорога запроектирована по нормам особогрузонапряженной категории. Весовая норма поезда принята 6000т, с учетом унификации веса поезда на участке примыкания Крымск - Кавказ Северо-Кавказской железной дороги. Учитывая объемы перевозок и ландшафт местности, принят руководящий уклон 9‰, что соответствует массе состава 6000т при использовании магистрального электровоза ВЛ80. Грунты земляного полотна, отсыпанного под второй путь, представлены дренирующими грунтами - галечниковым грунтом с песком и валунами. Шлейфы на откосах мощностью от 0,30 - 0,50 м до 1,00 - 1,20 м представлены гравийно-галечниковыми грунтами с песчаным заполнителем, балластной галькой и щебнем. Для организации отвода поверхностной воды, поступающей к земляному полотну со склонов и по логам, с нагорной стороны предусматривается система водоотводных сооружений: водоотводные канавы, лотки и нагорные канавы. Общее протяжение укладочных работ строительства новой железнодорожной линии составляет 62,74 км, в том числе: главного пути - 56,04 км; станционных путей - 6,7 км; стрелочных переводов - 16 комплектов. На перегоне ст. Вышестеблиевская (искл.) 0 км - 26 км Северо-Кавказской железной дороги расположены различные искусственные сооружения: железнодорожный путепровод, металлические мосты, железобетонные трубы и металлические гофрированные трубы.
Насколько я понял, выражение «…движемся в сторону порта тремя путями…» подразумевает именно укладку трёх ниток железнодорожного пути: реконструкцию однопутки к Порту Кавказ и строительство двухпутной магистрали на мыс Железный Рог, к строящемуся Керченскому мосту и порту Тамань.
Свежих снимков из этого места не нашёл. Строительные работы там идут полным ходом. Кто-то да снимет.
До недавнего времени железнодорожная неэлектрифицированная однопутная ветка перегона Вышестеблиевская - Тамань выглядела так -
(Тут стоит обратить внимание, что существующая железнодорожная станция Тамань расположена не у одноимённого порта, за 20 километров от одноимённой станицы, на ветке к паромной переправе. В общем, накрутили с таманями так, что Тамань на Тамане сидит, и Таманью погоняет.)
Спасибо автору, сохранил для истории невинную вялость бывшей малодеятельной линии. Буквально через месяц после публикации снимка, Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23 сентября 2009 года №169 морской порт Тамань был открыт для оказания услуг международного сообщения. Через два года, в сентябре 2011-того, там была открыта 1-я очередь зернового терминала мощностью 5 миллионов тонн. Прием судов под погрузку зерновых культур начал осуществляться на причале длиной 2600 метров. Было принято решение построить больше десяти терминалов с общим грузооборотом около 90 миллионов тонн в год. Начато строительство сухогрузного района. Ещё через два года, к сентябрю 2013-го, был завершён первый этап масштабного развития железнодорожных узлов для портов Новороссийска и Тамани. Было уложено 40 км новых электрифицированных железнодорожных путей, еще под 40 км путей сделана отсыпка.
Строительные работы по развитию железнодорожной инфраструктуры не прекращаются до сих пор, а с учётом возвращения Крыма домой, в состав России, и принятого решения строить мост через пролив, их объём только возрос и продолжает расти дальше. Уже давал ссылку на то, что удалось увидеть в августе 2014 года, проезжая по железной дороге в направлении Крымска. http://trainfanat.livejournal.com/33074.html Строятся новые пути и спрямляются старые участки.
Вот, то, что было снято в январе 2014 года людьми, вне поезда. Фото со станции Разъезд 9 км., который находится несколько дальше. От него отходит ответвление на Анапу. Но, снимки вполне дополняют общую картину -
Тем более, фоточки панорамные, очень хороши, но, всё равно, весь размах стройки передать не могут -
Автор снимков обращает внимание на следующий факт: «По сравнению с прошлыми годами на участке рзд. 9 км. - Порт Кавказ интенсивность грузового движения заметно увеличилась».
Как видим, пока что много пустых приёмо-отправочных путей. Это задел на ближайшее будущее. «Великому Таманскому пути» на перспективу заложена большая пропускная способность -
Некоторые объекты реконструкции и строительства ОАО РЖД (участок Волгоград-Тихорецкая-Кореновск-Тимашевская-Крымская-Кавказ с обходом Краснодарского узла) на которые выданы разрешения Госстроем в 2012-2013 годах:
[ВЫБОРОЧНЫЙ СПИСОК]1. Комплексная реконструкция участка разъезд 9 км - Юровский - Анапа - Темрюк - Кавказ Северо-Кавказской железной дороги. 2. Комплексная реконструкция участка Котельниково - Тихорецкая - Кореновск - Тимашевская - Крымская с обходом Краснодарского узла Северо-Кавказской железной дороги. Строительство второго пути на участке Полтавская - Протока. 1 этап - реконструкция ст. Полтавская. 3. Комплексная реконструкция участка Котельниково-Тихорецкая- Кореновск-Тимашевская-Крымская с обходом Краснодарского узла Северо-Кавказской железной дороги. Строительство второго пути на участке Порошинская - 4 км. Строительство второго пути на участке Забытый - Поливянский. 4. Комплексная реконструкция участка разъезд 9 км - Юровский - Анапа - Темрюк - Кавказ Северо-Кавказской железной дороги. Реконструкция станции Вышестеблиевская - 1-ый этап. Расширение перегона Варениковская-Юровский со строительством второго главного пути. Реконструкция станции Варениковская-Чекон с закрытием разъезда Чекон. 5. Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла (Краснодарский край). Подпроект 3: "Создание объектов железнодорожной инфраструктуры за счет федеральных средств. "Строительство станции в районе разъезда 9 км Северо-Кавказской железной дороги"
Кстати, в этих краях эксплуатируются новые трёхсекционные тепловозы 3ТЭ116У, построенные Лугансктепловозом. Перегон Юровский - Красная Стрела -
Так оно потихоньку и строится. Шаг за шагом. Как и всё, что было раньше построено и отстроено: Русский мост и Владивосток к саммиту АТЭС, Казань к универсиаде, Сочи к олимпиаде и многое другое.