Военное духовенство -
священнослужители, приписанные непосредственно к воинским частям для духовного окормления военнослужащих. Уже
Карл Великий заботился о том, чтобы при войске находилось достаточное число духовных лиц. С возникновением регулярных армий военное духовенство получило прочную организацию и образовало самостоятельное ведомство.
Военное и морское духовенство в России
Хотя священнослужители с древности сопровождали русские войска в походах, институционально военное и морское духовенство в
России стало оформляться лишь в начале
XVIII века.
В допетровской Руси духовные лица временно прикомандировывались к полкам патриаршим приказом или непосредственным распоряжением царя. При
Петре Великом с
1706 года с приходов стал взиматься особый сбор - подможные деньги в пользу полковых
священников и флотских
иеромонахов.
По Воинскому уставу
1716 года при каждом полку должен был состоять священник, в военное время подчиненный полевому
обер-священнику действующей армии, а по Уставу морской службы
1720 года на каждый корабль назначался иеромонах (иногда назначались бессемейные священники из белого духовенства), а во главе морского духовенства ставился
обер-иеромонах флота.
В мирное время духовенство сухопутных войск находилось в подчинении
архиерея той
епархии, где был расквартирован полк, т.е. не было объединено в особую корпорацию.
Положение военного духовенства стало постепенно улучшаться после того как
Екатерина II повелела строить специальные церкви для гвардейских полков, а также предоставила военным священникам право получения побочных доходов от треб для гражданского населения.
По Воинскому уставу
1797 года во главе всего военного и морского духовенства был поставлен обер-священник армии и флота которому было поручено «главное начальство» над полковыми священниками в административном и судебном отношениях. Первый обер-священник армии и флота
протоиерей П. Я. Озерецковский имел право прямого доклада императору, минуя
Синод, а также право непосредственного сношения с епархиальными архиереями.
В
1801 году, по смерти императора
Павла I, военное и морское духовенство было лишено автономии и подчинено Синоду. Для военного духовенства было установлено регулярное жалованье с начислением пенсии после 20 лет службы, что значительно повысило уровень содержания военного духовенства по сравнению с приходским.
С
1801 по
1819 год существовала особая
армейская семинария для подготовки военного и морского духовенства.
В
1816 году была учреждена должность 2-го обер-священника для Главного штаба Его Величества и гвардии (с
1844 года - Главного штаба, гвардии и гренадеров), в
1840 году - 3-го обер-священника Особого Кавказкого корпуса, которому с
1846 года подчинялись также церкви казачьих линейных войск на Северном
Кавказе (в
1867 году последние перешли в ведение епископа
Ставропольского и Кавказского).
В соответствии с именным указом
Николая I от 6 декабря
1829 года должность полкового священника приравнивалась к чину капитана.
Правовое положение военного и морского духовенства оставалось достаточно неопределенным до конца царской России: неоднократно законодательно прописанное двойное подчинение военных и морских священников своему духовному начальству и военному командованию, в ведении которого состояло окормляемое конкретным священником подразделение, не было разъяснено ни в одном из нормативных документов.
В
1853 году обер-священники по своим административным полномочиям были фактически уравнены с епархиальными архиереями: им была предоставлена известная дисциплинарная власть над военными священниками, а также право назначать и увольнять священно- и церковнослужителей военного ведомства без особого разрешения Синода. Ведомство обер-священников расширялось путем присоединения к нему значительною числа неподвижных церквей, прежде состоявших в ведении епархий. В
1858 году все обер-священники были переименованы в
главных священников.
В
1883-
1888 годах произошло объединение военного и морского духовенства под управлением одного главного священника.
Правовое и материальное положение военного и морского духовенства регулировалось высочайше утвержденным 21 декабря
1887 года Положением о новых служебных правах и окладах содержания военному духовенству.
Главный священник (
протопресвитер) был приравнен к генерал-лейтенанту,
протоиерей - к полковнику (до этого времени они имели права генерал-майора и майора соответственно). Полковой священник получил практически полный капитанский рацион: жалованье в сумме 366 рублей в год, столько же столовых, не считая других видов довольствия. За выслугу устанавливались прибавки к жалованью: за 10 лет службы в военном ведомстве - 25 % от жалованья, за 20 лет - половина жалованья. Военному и морскому духовенству предписывалось безвозмездно совершать все требы для чинов своего полка.
12 июня
1890 года высочайше утверждено Положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств. Учреждалось звание
протопресвитера военного и морского духовенства, в ведении которого находились все церкви полков, крепостей, военных госпиталей и учебных заведений, за исключением
Сибири, где дальность расстояний делала неизбежным их подчинение епархиальным архиереям. При протопресвитере учреждалось духовное правление, которое играло ту же роль, что духовная консистория при епархиальном архиерее, в подчинении правлению стоял разветвленный управленческий аппарат, существенно усложнившийся в годы
Русско-Японской и
Первой Мировой войн.
Таким образом, протопресвитер был во многих отношениях уравнен в правах и функциях с епархиальными архиереями. Однако, его ведомство, в отличие от епархий, не имело постоянной и обозримой территории, а представители военного и морского духовенства были поставляемы в сан ближайшими епископами, поскольку протопресвитер, не будучи архиереем, не имел права совершать
хиротонию, он лишь избирал кандидатов. Также епархиальные архиереи имели право надзора за военным и морским духовенством, служившим в пределах их епархий, осуществляли церковный суд над военными священниками.
В
1899 году был введен образовательный ценз для Военного и морского духовенства - в ведомство протопресвитера брали лишь лиц с академическим образованием или окончивших семинарию по первому разряду.
1-11 июля
1914 года в
Санкт-Петербурге проходил 1-й Всероссийский съезд военного и морского духовенства с участием 49 священников. В июле
1917 года на 2-м съезде был утвержден принцип выборности всех лиц управленческого аппарата.
В случае необходимости в царской России в воинские части назначались
римо-католические священники (капелланы, состоявшие в ведении адм. декана),
евангелические пасторы,
мусульманские муллы (особенно в казачьих землях) и представители
буддийского духовенства.
16 января
1918 институт военного и морского духовенства в русской армии был ликвидирован приказом Народного Комиссариата по военным делам. Из армии было уволено 3700 священников.
drevo-info.ru/articles/4753.html