Можно не знать, кто такой Добин и не смотреть телеканал «Авто Плюс». Можно презрительно относиться к блоггерам и насмехаться над «тестировщиками». Можно даже критиковать фотографии Сергея Крестова. Но нельзя отрицать тот факт, что «Авторевю» - это самый культовый автомобильный журнал Отечества, делают который настоящие фанаты. Сегодня у нас в гостях как раз такой фанат. Сергей Знаемский.
✪
Если одни словом, то я - одержимый. Именно эта черта полностью определяет, что и как я делаю по жизни - результат, количество потраченного времени, усилий и нервов. Своих и не только.
✪
Я - хранилище линков и связей. Я могу не помнить фактуры, но я редко забываю связь явлений, лиц и обстоятельств, при которых происходили те или иные события.
✪
Неправда, что в «Авторевю» работают за еду и чаевые. У меня неплохая зарплата, но работаем мы, конечно, не только за деньги. Для меня важнее статус, аудитория и авторская свобода.
✪
Скорее всего, мои читатели гораздо старше меня, и я вряд ли интересен тем, кто вырос на передаче Top Gear. Надеюсь, я интересен специалистам и таким же автомобильным гикам, как я сам.
✪
Мы не предоставляем материалы на вычитку. Был случай, когда по этому поводу мне звонил PR-директор одного нашего автозавода и объяснял, что я ничего не понимаю в этой профессии, что у меня будут проблемы с карьерой, и я в принципе уже могу считать себя безработным.
✪
Сейчас мне уже не так важно, когда Спартак станет чемпионом. Удивительнее всего, как бизнесмен Федун меньше чем за десять лет смог обрести свое выдающееся состояние в огромной компании, но не способен ничего добиться в одном маленьком клубе.
✪
Я учился на экономиста и должен был заниматься финансами в госорганах. Но хорошо помню момент накануне диплома, когда совершенно четко понял, что вот сейчас можно изменить всю свою дальнейшую жизнь. И я отправил резюме в «Авторевю». Тогда мне отказали, я год проработал в журнале «Мотор», и только потом мое резюме снова попало в «АР».
✪
На собеседование с Подорожанским я пришел в полном смятении. Но Голованов сказал, что читал мои материалы в «Моторе». Мне сразу показалось, что готов работать бесплатно.
✪
У меня нет технического или журналисткого образования, попав в «Авторевю», я долго ощущал себя аутсайдером и чувствовал, что должен работать вдвое больше, чтобы держать уровень. Постепенно это превратилось то ли в комплекс, то ли в привычку. Я и сейчас считаю, что обязан каждый раз лезть вон из кожи.
✪
Самодовольный человек - бесперспективен, потому что ему ничего не нужно в себе улучшать. Нельзя стесняться своих комплексов - только они дают тебе импульс двигаться дальше.
✪
Однажды «Новая газета» опубликовала мою заметку на первой полосе - наверное, это можно назвать самым большим моим успехом. Материал был о строительстве алтайской резиденции «Газпрома» для первых лиц государства. Я организовывал редакционную экспедицию, и мы обнаружили в горах двадцатикилометровую автомагистраль, которую за четыре бюджетных миллиарда проложили к одному единственному дому.
✪
От корки до корки «Авторевю» я читаю, только когда получаю задание провести наш редакционный «разбор полетов».
✪
Из коллег всегда читаю Голованова, Подорожанского, Мельникова и все необычные материалы. В обязательном списке для бенч-маркинга - Петровский, Карин, «Мотор», некоторые материалы на Mail.ru, выборочно “За рулем” и обязательно Цыганов. Это главные конкуренты.
✪
Мою работу в «Авторевю» изменила экспедиция на Аральское море. В ту поездку я напросился сам, хотя до этого занимался лишь новостями, автосалонами и тест-драйвами. Но на Арале я должен был выйти из автомобиля и писать об окружающих людях и явлениях. Поняв, насколько сильно это отличается от всего того, что было «до», я очень быстро потерял интерес к обычным тест-драйвам.
✪
Мне рассказывали, что на официальных ужинах некоторые инженеры автомобильных компаний предпочитают отсаживаться подальше от авторевюшников. Но я не помню, чтобы кому-то действительно удалось скрыться.
✪
Недавно я поездил на китайском седане Brilliance H230 и долго не мог найти нужных слов. Удивительно - сам автомобиль есть, а впечатлений от него нет. Он создан без «любови», без «души», без ума, и даже без подогрева сидений. Едешь как-будто тебе сделали лоботомию.
✪
Нет никакой проблемы в том, что мы с женой коллеги. Наоборот, я счастлив, что даже в этом мы заодно. Чувствую, как рядом с ней становлюсь лучше. Как-то прикинул, что если брать исключительно профессиональный аспект, то за те четыре года, что мы вместе, я стал больше успевать, вдвое больше зарабатывать и у меня наконец появились настоящие семейные выходные. Один в неделю.
✪
Самое большое влияние на мой гардероб оказали распродажи в американских универмагах Macy’s.
✪
Понимаю тех, кто отказался от участия в проекте «За всю хурму». Во-первых это не очень скромно. И не хочется продешевить в ожидании звонка из журнала Esquire. Я, если честно, по началу тоже так считал, но потом вспомнил, что когда я сам был читателем «Авторевю», мне очень хотелось узнать побольше о том, кто такие и как живут все эти профессионалы. А не только рост и водительский стаж.
✪
Если бы завтра вдруг закончилась не только автомобильная, но и вообще вся журналистика, то я скорее всего попытался бы открыть собственный бизнес. И да - это обязательно было бы производство какого-нибудь материального продукта. Немного завидую тем, кто может сказать: «вот этот автомобиль сделал я». Хотя дело совсем не в автомобиле.
✪
У меня сложилось ощущение, что кроме меня на скандал, который попытался раздуть Сергей Асланян, никто не обратил внимания. Я же отреагировал на него очень болезненно, потому что был автором большинства тех самых материалов про АвтоВАЗ. Любому журналисту это тоже должно было показаться подозрительным, но никто не позвонил и не спросил: «А как же так?».
✪
В какой-то момент стало очень интересно писать про АвтоВАЗ - там вдруг все зашевелилось. Это редкая возможность узнать, как на самом деле варится автопром, ведь заглянуть на кухню зарубежных концернов мы никогда не сможем. К тому же ВАЗ еще живет в прекрасном порыве к открытости, который, к счастью, не укладывается в мировые нормы общения с журналистами, где все потоки информации ламинарны и управляемы. А в Тольятти и в Ижевске почти каждый сотрудник имеет свое представление, как управлять не только страной, но и автозаводом.
✪
Позитивное влияние алкоголя на нашу работу не обнаружено, но опыты, как я понимаю, продолжаются.
✪
Чем я планирую заниматься на пенсии? А что, у нас будет пенсия?
✪
Я, конечно, еще нигде не оставил заметного следа. Наверное, для журналиста вершиной карьеры должны быть книги. Есть коллеги, которые пишут про наши машины, но это, как правило, ретроспективно, а вот хорошей беллетристики о том, что происходит сейчас или было совсем недавно, почти нет.
✪
Ни через пять, ни через десять лет машины не начнут передвигаться по улицам без участия человека. Думаю, что сперва беспилотники появятся там, где мы их меньше всего ждем, и там, где они больше всего нужны. Грубо говоря, автоматические тележки с деталями выползут из цеха и двинутся на соседний завод. А зачем, скажите, нужны люди в карьере, где только экскаватор и дивизия самосвалов?
✪
Самая бесполезное занятие в автожурналистике - писать вопросы для интервью. Я ни разу не видел спикера, который использовал бы эти заготовки.
✪
Больше всего меня раздражает, если кто-то сдается, опускает руки и не делает всего возможного, чтобы достичь цели. В таком случае я могу взбеситься и сделать все сам.
✪
Меня ни разу не пытались подкупить или умаслить. Если мне вдруг предложат что-то, я однозначно откажусь. В свои тексты я не допускаю даже жену, что говорить о каких-то сомнительных персонажах с конвертами.
✪
Мне хочется, чтобы слова попадали в цель между ударами сердца. И слов должно быть как можно меньше. Нужные почти никогда не приходят сразу, поэтому я работаю медленно. Самое сложное это примерка на две тысячи знаков - на нее уходит пара дней. Как правило первые три наброска нужно выкинуть не глядя. Мой метод архаичен - это время, терзания и шлифовка.
✪
Мне часто кажется, что «Авторевю» - как Porsche конца 70-х, когда концепцию заднемоторного спорткара начали считать тупиковой. Все вокруг делали по-другому, но 911 тогда все равно осталась верна своей идее.
✪
Я не считаю Top Gear эталоном журналистики. Для меня таким больше, является Automotive News, где постоянно появляются новые факты. Шоу Top Gear дает тебе веселую и яркую точку зрения на автомобиль, но если ты хочешь знать больше и сформировать свою, он тебе в этом не поможет.
✪
Насколько я знаю, Джереми Кларксон не ездит на официальные презентации, на автосалоны и не пользуется приглашениями автомобильных компаний. Он выглядит и объясняется как зрелый мужик с не самым благополучным прошлым. Когда Кларксон утверждает, что машина разгоняется как с ракетой в заднице, верится, что он скорее всего представляет, о чем речь. Неубедительно будет, если молоденький умник вроде меня включит генератор случайных метафор и попробует делать то же самое.
✪
Мы не собираемся сваливать. У нас тут дом, работа и родители. Но это вопрос, на который приходится отвечать самому себе довольно часто. Я, скорее, приверженец внутренней иммиграции, когда ты пытаешься сосредоточиться на том, что удается лучше всего, построить свой собственный мир и попытаться его репродуцировать.
✪
С 2012 года я персона нон-грата в Азербайджане. Это была очередная экспедиция Авторевю, мы на кроссоверах поехали в Нагорный Карабах, а я сделал несколько очерков про то, как там живется. В списке нежелательных лиц я под номером 293, а еще там есть Костя Сорокин и Монтсеррат Кабалье, но в основном журналисты. Кстати, только что узнал, что из него исключают, если принести публичные извинения.
✪
Я немного жалею о том, что не получил технического образования и в свое время не пошел учиться в МАИ. Но тогда жизнь сложилась бы иначе.
✪
В какой-то момент я понял, что все дети - это очень круто. Старшие сыновья моей жены - мои главные друзья. И я не чувствую разницы между собственным сыном и Ромой с Артемом. Я их второй папа - в этом каждому из нас повезло.
✪
Я люблю авиацию, но я не могу назвать это своим хобби просто потому, что у меня на это вообще не хватает времени.
✪
Как-то раз мы купили билет на матч девушке, у которой не было денег, и она провела нас на первую линию фанатского сектора, прямо туда, где песни, баннеры и файеры. Футбола так и не посмотрели, табло я увидел после матча. Поэтому абонемент у меня на другой сектор.