Jul 12, 2007 19:26
Посещая музеи, мы любуемся красотой находок археологов, не догадываясь о том, что исторические шедевры способны влиять на судьбы людей, менять ход истории. Ярким примером этому является судьба золотой чаши Анны Ярославны. В бурном водовороте веков чаша затерялась и долгое время считалась легендой. Но вот, спустя тысячелетие, она вновь явилась миру.
Летописи гласят: «Перед смертью княгиня Ольга пожелала прикоснуться к золотой чаше, которая служила ей талисманом. Видя, как лучи заходящего солнца отражаются в стенках чаши, княгиня произнесла: «Пусть моя любовь живет в этой чаше! Пусть принесет она счастье моим потомкам!» И смерть навсегда сомкнула её уста. Княгиня скончалась, так и не закончив предсказание, а золотая чаша продолжила свой путь».
Знаменитый французский археолог Симон Деруа не мог предположить, что открытие, которое станет вершиной его карьеры, он совершит не в экспедиции, раскапывая стены древней гробницы, а на всемирно известном аукционе Сотби.
Восьмого марта 1975 года ведущие газеты Парижа, Лондона и Нью-Йорка сообщили всему миру сенсацию: на этом знаменитом аукционе профессор истории Симон Деруа опознал лот под номером 18. Некая золотая чаша - скифская фиала - оказалась золотой чашей Анны Ярославны, дочери князя Ярослава Мудрого и жены французского короля Генриха I. Значимость открытию придавал тот факт, что чаша была утрачена в 1031 году и её существование считалось легендой.
Всё началось с того, что половецкий хан Исфериг полюбил темной страстью безумного кочевника дочь князя Ярослава Мудрого Анну. Не желая видеть дочь старшей женой в гареме кочевника и стремясь заключить политический альянс с Европой на основе междинастических связей, князь Ярослав Мудрый отдал руку Анны королю Франции Генриху I.
По приказу хана Исферига половцы устроили на Ярославну настоящую охоту: дважды осаждали Киев и один раз подожгли княжеский терем, пытаясь похитить княжну. Чтобы спасти дочь от половцев, князь Ярослав придумал замешанную на крови интригу, центром которой стала золотая чаша.
Весной 1031 года князь устроил в Киеве невиданный по красоте праздник, который не уступал карнавалам Венеции. Князь Ярослав принимал послов. Именно тогда, в день подписания брачного договора, Ярослав Мудрый подарил дочери «прекрасную, как сияние утреннего солнца», золотую чашу, которая символизировала мощь рода киевских князей и должна была стать украшением приданого знатной невесты. По тем временам стоимость чаши можно оценить в 12 табунов лошадей и две сотни рабов. А поскольку она принадлежала самой княгине Ольге, значит, имела не только материальную, но и семейную ценность. Зная, что Исферига сводит с ума блеск золота, Ярослав Мудрый сделал подарок дочери публично. Также он послал ярко украшенный свадебный кортеж во главе с французским послом графом Анри де Крепи, который сопровождали три сотни рыцарей. Но Ярослав Мудрый понимал, что хан был не робкого десятка, поэтому пошел на хитрость - в кортеж он посадил не свою дочь, а её служанку, имя которой, к сожалению, история не сохранила. Настоящая же Ярославна после отъезда фальшивого кортежа в скромном платье служанки, не привлекая внимания, ночью выехала из Киева. А фальшивый кортеж попал в засаду на землях, на которых в 1654 году был основан Харьков. Мудрость князя Ярослава спасла жизнь дочери, а золотая чаша была утрачена на века в бою с половцами.
В 30-м году ХХ века под руководством НКВД археологи занимались поисками кладов и исторических ценностей, которые потом массово продавались за рубеж. Не избежала интереса спецслужб и легенда о золотой чаше Ярославны. В результате этого интереса пострадал Софиевский собор, где похоронен Ярослав Мудрый, множество уникальных культовых вещей было продано за рубеж за бесценок, но чаша так и не нашлась.
После разорения саркофага Ярослава Мудрого археологи считали свадебный клад Ярославны утраченным навсегда. Но накануне Второй мировой войны, в 1939 году, в Харькове во время ремонта трамвайной линии была найдена золотая чаша Ярославны. Два года она хранилась в музее этого города, была жемчужиной экспозиции. Во время оккупации Харькова золотую чашу заметил «черный ворон» - старший офицер СС Рихард Штраубе, который занимался вывозом культурных ценностей с оккупированных территорий для пополнения сокровищницы Рейха. Золотую чашу вместе с другими ценностями нацисты вывезли в Германию, а персонал исторического музея, который имел отношение к её хранению, был расстрелян по личному приказу Штраубе. Чаша была вновь утрачена на десятилетия.
Неизвестно, как бы сложилась судьба уникальной золотой чаши, возможно, её переплавили бы и спрятали от людских глаз в частной коллекции, если бы в 1970 году в одном из банков Швейцарии сотрудниками Интерпола не был обнаружен клад нацистов, в котором находилась золотая чаша Ярославны. В 1975 году благодаря стараниям историка Симона Деруа её приобрели сотрудники Лувра. Так сквозь «вихрь столетий» свадебный подарок Ярослава Мудрого вернулся к дочери, которая похоронена во Франции.
С тех пор о золотой чаше была написано множество научных работ, но до сих пор для ученых остается загадкой, как, несмотря на долгий и сложный путь, ей удалось найти своё место в истории. Возможно, во Францию чашу вернуло предсмертное предсказание княгини Ольги, но об этом мы не узнаем: величаво блистая в залах Лувра, она никому до конца не открывает своих секретов. Сейчас она обрела покой. Надолго ли?
«Арт-Мозаика»
история,
пресса