Некоторое время назад я писал про
Майкла Кенну, одного из мастеров черно-белой фотографии, который мне очень и очень нравится. Сейчас хочу рассказать еще об одном из таких мастеров - Джозефе Хофленере.
Джозеф Хофленер родился в 1955 г. в Австрии, в городе Вельс. Его семья не отличалась особой любовью к фотографии, и, как он вспоминает сейчас, "никто не снимал камерой постоянно, нередко три рождественских вечера запечатлевались на одну пленку, состоящую из 36 кадров". После школы он продолжил обучение по туристическому профилю и, таким образом, впоследствии смог выбирать, в каком отеле работать, а значит, получил возможность путешествовать.
Фотографировать он начал в 20 лет, когда работал в Йоханнесбурге, ЮАР. Фотографическую науку ему пришлось изучать самостоятельно, без какого-либо наставника. Семья не воспринимала фотографию как серьезную специальность, которая может прокормить в жизни, поэтому на родственников рассчитывать не приходилось, более того, они вообще относились к профессии фотографа с некоторым подозрением. Однако он уже принял решение и не собирался от него отказываться: "Фотография была единственным делом, которое реально привлекало меня, она давала мне возможность чувствовать себя комфортно, здесь мои творческие возможности раскрывались наиболее полно". Вскоре Хофленер стал победителем фотоконкурса, который проводила компания Nikon. Наибольшее влияние на молодого фотографа оказало творчество Эдварда Уэстона/Eduard Weston, Билла Брандта/Bill Brandt, Йозефа Судека/Josef Sudek, однако своим кумиром он называет Пола Странда/Paul Strand.
В работах Джозефа Хофленера обнаруживаешь практически абсолютное умиротворение, вселенскую гармонию. Почти любая из его фотографий начинает притягивать к себе, увлекать вовнутрь изображенного. Вся будничная суета остается за внешней оболочкой, которая моментально образуется вокруг зрителя и фотографии, и не пропускаются даже звуки, которые назойливо пытаются достучаться до твоего сознания. Каждую работу можно рассматривать в течение довольно долгого времени, и это нисколько не надоедает. К ней можно возвращаться вновь и вновь, и это нисколько не утомляет - глаз только отдыхает на минималистичных композициях, виртуозно выверенных, значение которых поднимается до уровня знаковости. Фотографии Джозефа Хофленера запоминающееся красивы. В каждой его фотографии достигнуто совершенство композиции. Такое впечатление, что этот кадр просто невозможно снять как-то иначе. Это совершенно новый уровень созерцания мира.
В качестве рабочих камер Джозеф Хофленер использует самые различные средне- и крупноформатные аппараты. В то же время большинство его последних работ снято камерами Hasselblad формата 6х6, на которые он устанавливает либо пленочную кассету, либо цифровую приставку. Решение о выборе между пленкой и цифрой он принимает зачастую в зависимости от объекта.
Фотографии Джозефа Хофленера находятся в ведущих государственных, частных и корпоративных коллекциях по всему миру. Он выпустил четырнадцать монографий. У меня есть пара его книг:
Unleashed 3 и
Iceland. Могу сказать - это реально наслаждение рассматривать его фотографии. К сожалению я в свое время упустил другие две его книги которые мне очень хочется иметь в коллекции - "Unleashed Two" и "Nine 9". Сейчас эти книги стоят от 200 долларов и выше. Дорого, увы. А вот последняя серия/книга "Jet Airliner" меня почему-то оставила равнодушными. (Ну совершенно не обязательно Мастер должен нравится весь. Меня и у Кенны серия с электростанциями оставляет достаточно равнодушным.)
Сиднейцы, узнаете место? :)
Официальный сайт:
Josef Hoflehner (текст: статья /с исправлениями и дополнениями/ Владимир Нескромный
ДЖОЗЕФ ХОФЛЕНЕР. Абсолютная гармония - Портфолио)
(фото: официальный сайт:
Josef Hoflehner)