Если взглянуть на немецкий календарь, то можно прийти к выводу, что отдыхать тут людям практически некогда. Официальных праздников, которые являются выходными, в Германии всего девять. Отмечают немцы Новый год (выходной только 1 января), Пасху (выходные - пятница и понедельник), Первомай, потом отдыхают в Вознесение и через 10 дней в понедельник после Троицы, затем 3 октября празднуют день национального единства и, наконец, два дня гуляют на Рождество - 25 и 26 декабря.
Прямо скажем, немного набирается по нашим-то меркам. К тому же, если какой-то праздник выпадает на выходной, то он не переносится и не компенсируется. С Пасхой, Вознесением и Троицей, допустим, проще - они привязаны к дням недели, а значит, дополнительный день отдыха обеспечен в любом случае. С остальными же могут получиться накладки. В позапрошлом году, например, немцы лишились сразу четыре выходных, попавших на субботы-воскресенья. А о десятидневных январских каникулах за счет работодателя местные жители даже и не мечтают.
Но если копнуть в тему немного глубже, то выяснится, что не такие уж бюргеры и работоголики, как это кажется на первый взгляд. Больше того, как подсчитали социологи, отдыхают немцы в Европе едва ли не больше всех. А в деле организации всевозможных праздников у них, пожалуй, вовсе нет конкурентов.
Праздничный федерализм и танцующие богоборцы
Издателям табель-календарей в Германии приходится непросто - в разных регионах страны перечень выходных дней может существенно отличаться. Причина - религия и местные традиции. Протестанты жалуют одни праздники, католики - другие, а земли и даже отдельные города могут по своему желанию вводить дополнительные выходные. Например, Берлин, который является самостоятельным субъектом германской федерации, обходится только обязательными праздниками. А в пригородном Потсдаме, относящемуся к земле Бранденбург, разрешают гражданам не работать в день Реформации, 31 октября. Но это еще цветочки по сравнению с жителями баварского города Аугсбурга, которые вообще имеют на пять законных выходных больше, чем в столице государства и северонемецких землях. Что, как нетрудно догадаться, вызывает у берлинцев и всяких прочих бременцев некоторое недовольство.
Также систему праздников критикуют атеисты, по мнению которых шесть религиозных государственных праздников из девяти - это как-то многовато для страны, в которой церковь отделена от государства. Но так как призывы отменить какой-то выходной по понятным причинам не могут найти широкую поддержку масс, свою активность немецкие богоборцы концентрируют на протестах против ограничений, которые христианские праздники накладывают на общественную жизнь.
Пожалуй, самое известное из этих ограничений - это запрет на танцы в так называемые «дни тишины», например, Страстную пятницу. Под угрозой штрафа в немецких городах возбраняются любого рода публичные развлечения - где-то только перед Пасхой и Сочельник, а в Баварии, которая и здесь стоит особняком, так радоваться жизни на глазах горожан нельзя целых восемь дней в году.
Традиция это древняя, почтенная, но частью молодого несознательного поколения воспринимаемая в штыки. Сопротивляются ей, впрочем, довольно креативно. Например, устраивают флэшмобы: собираются на площадях или даже перед соборами и танцуют в полной тишине, слушая музыку в наушниках. В последние годы такие акции стали нередкими в крупных немецких городах, но, несмотря на это, об отмене «дней тишины» пока и речи быть не может. С точки зрения адептов противоположного, консервативного лагеря, очевидно, довольно и того, что богохульникам практически перестали предъявлять обвинения по статье 166 германского уголовного кодекса «за оскорбление религиозных взглядов» (штраф или тюрьма до трех лет). А ведь когда-то за подобные выходки вообще жгли на кострах.
Пятое время года
Зато другому средневековому обычаю немцы обязаны своей самой яркой праздничной традицией - карнавалу. Карнавальную неделю в Германии называют пятым временем года. И никакого преувеличения здесь нет, во многих районах страны - это если не самый главный праздник, то уж самый веселый - точно. Готовятся к нему задолго и отмечают так шумно, как никакой другой.
Немецкий карнавал - аналог нашей масленицы, большой разгул перед великим постом. Начиная с четверга и до вторника на улицах творится что-то невообразимое. Если в центре города ты видишь перед собой человека не в парике, без красного носа или кричащего галстука, то можешь быть уверенным - перед тобой турист. Потому как ни один уважающий себя местный житель не позволит себе выйти в люди без какого-нибудь карнавального атрибута.
Кстати, про галстуки. В Кёльне, который заслуженно считается столицей немецких карнавалов, мне рассказывали историю о том, как несколько лет назад группа российских бизнесменов умудрилась прилететь на переговоры в карнавал. Утром они, безукоризненно одетые, отправились в офис к своим кёльнским партнерам, но не успели сделать и пары шагов, как на них набросились секретарши с ножницами и самым бесцеремонным образом начали кромсать на части их модные итальянские галстуки. Наши соотечественники потеряли дар речи и решили, что по ошибке забрели в клинику для душевнобольных, но оказалось, что адрес был верным. Просто традиция, согласно которой девушки режут мужские галстуки в первый день карнавала - одна из самых уважаемых, и нарушить ее было бы по отношению к гостям просто невежливо.
Но пик карнавала - это не описанные выше шалости, а розенмонтаг - буйный понедельник. В этот день по улицам городов проезжает карнавальный поезд. Когда-то он состоял из повозок, а сейчас - из грузовиков с открытыми платформами, одна удивительнее другой. Организатором карнавального шествия выступают городские власти, однако строительством и украшением платформ, а также пошивом себе костюмов и постановкой танцевальных номеров занимаются отнюдь не профессионалы. Это энтузиасты - коллеги по фирме, члены клубов любителей бега и кружков макраме, или просто соседи по улице. Тратят они на это иногда несколько месяцев, без какого-либо расчета на финансовую отдачу. Мало того, выезжающие на улицы платформы забиты под завязку шампанским и сладостями. На всем протяжении маршрута полагается рассыпать в толпу зрителей конфеты и разливать прохожим напитки. А иначе, какой праздник?
Масштабы этого действа поражают. В стотысячном Трире розенмонтаг собирает в среднем около двухсот пятидесяти тысяч человек, мимо которых в течение нескольких часов проезжает сотня платформ. А ведь это еще далеко не самый крупный из карнавалов в рейнских землях. И в отличие от венецианского, давно превратившегося в аттракцион для туристов, немецкие карнавалы ориентированы, прежде всего, на свою публику.
Прочь из дома
Следом за карнавалом немцев ждет Пасха. Она, как и Рождество, праздник семейный, а в последние годы все больше выездной. Дело в том, что хотя у немцев средний отпуск составляет 30 дней, учитывая любовь бюргеров к путешествиям, многим этого недостаточно. Отпуска здесь принято делить даже не на две части, как у нас, а на три-четыре и вдобавок использовать по максимуму немногие дополнительные праздничные выходные. Пасха в этом смысле идеальна - взяв всего 4 дня отпуска можно полноценно отдохнуть полторы недели. Немцы улетают семьями туда, где уже тепло, или, как минимум, отправляются навестить родственников и друзей на другой конец страны. Поэтому города в пасхальные праздники пустеют, а вот автобаны, наоборот, переполнены, такого не встретить даже в пик летних отпусков.
Летом, к слову, с нагрузкой на транспортную и туристическую инфраструктуру помогает справиться гибкий график школьных каникул. Они в Германии короче наших - в среднем 7-8 недель, и у каждой земли в свое время. Поэтому для кого-то учебный год начинается в середине августа, а для кого-то ближе к концу сентября. Иначе никак - если бы миллионы школьников отправились отдыхать разом, случился бы транспортный коллапс, цены на ж/д и авиабилеты взлетели до небес, а экономика страны на время бы замерла, потому что родители ушли бы в отпуска одновременно со своими детьми. Немцы готовы отказывать себе во многом, но только не в семейных путешествиях.
Самые проторенные немцами туристические тропы это Мальорка, Италия, Испания, Турция. А вот в Грецию стали ездить пореже, опасаются, что там их не слишком хорошо примут в связи с известными событиями. Зато растет внутренний туризм - благо, есть на что посмотреть. Район Мозеля, где живу я, считается как раз одним из туристических центров страны. Помимо бесчисленных маленьких гостиниц, по берегам реки на многие километры тянутся кемпинги, которые немцы обожают, хотя наши туристы взвыли бы от принятых в них драконовских ограничений. Впрочем, можно провести семейный отпуск и без машины - достаточно иметь велосипеды. Система велодорожек окутывает всю страну вдоль и поперек и при желании можно пересечь Германию на двух колёсах, увидев намного больше, чем доступно любому автомобилисту.
Удачной прогулки
Вдоволь набуянившись весной и напутешествовавшись летом, к концу года немцы предпочитают проводить праздники в домашнем кругу. По сути, весь декабрь в Германии - это праздничный месяц. С началом рождественского поста - адвента - на площадях вырастают рождественские городки с глинтвейном, жареными каштанами, нехитрыми ярмарочными аттракционами и лавками со всякой всячиной. Вечерами в этих городках не протолкнуться, благо, погода позволяет.
Но как бы не было там душевно, главный праздник - Рождество - немцы все-таки отмечают дома, с запеченной уткой, ёлкой и немецким Дедом Морозом - Николаусом, куклу которого загодя вывешивают за окно или балкон так, что с улицы кажется, будто старикашка в красном кафтане пытается залезть в дом. А так как некоторые фанаты Рождества дабы вызвать зависть соседей вывешивают Николаусов размером в человеческий рост, немудрено возникнуть анекдотам о том, что японские туристы, впервые увидев такую картину побежали вызывать полицию - уж слишком натурально, по их мнению, выглядела эта сцена.
25 и 26 декабря в Германии - самые тихие дни в году, когда всё закрыто, на улицах почти нет машин и прохожих, а рождественские городки опустели и разобраны до следующего раза. И лишь в первую ночь нового года страна оживает, заполняя клубы и рестораны и выстреливая в небо умопомрачительное количество фейерверков. Начинается новый круг праздников.
Главное немецкое новогоднее поздравление «Einen guten Rutsch ins neue Jahr!» можно перевести как пожелание удачно скользнуть в Новый год, или удачно в него прогуляться.
Что, согласитесь, кое-что говорит о характере нации.
Почитать еще о тяготах немецкой жизни:
- О джентльменах, бюргерах и ящиках с почтовым рожком. - Дойные коровы на четырех колесах, или как вписаться в орднунг. Часть первая. - Дойные коровы на четырех колесах, или как вписаться в орднунг. Часть вторая. - Что в мусоре тебе моём? - Замучил квартирный вопрос, или наша первая аренда. - Немецкая квартира - взгляд изнутри. - Про травоядных бюрократов и мэров-марсиан. Часть первая. - Про травоядных бюрократов и мэров-марсиан. Часть вторая. - Про подземные вокзалы, пунктуальные автобусы и миллионеров в трамваях. - Дача по-немецки, или ни шагу в сторону. - Немецкие магазины: запреты, психология и цветочный социализм. - Амазонские монстры против тетушки Эммы. - Про пивной сепаратизм и вино от Карла Маркса. - Про солнечные крыши, модное утепление и великую энергетическую революцию. - Про асов-аптекарей, пенсионных эмигрантов и далеко идущие планы. - Про самый главный класс, уроки католичества и цену рекордов.