Судьба есть, а жизни нет

Oct 09, 2012 13:25



Если вы читаете свои френдленты, то наверняка уже в курсе, что вчера для блоггеров был проведен онлайн-показ сериала «Жизнь и судьба» по роману Василия Гроссмана. Сериал снял Сергей Урсуляк, в нем шесть частей, с 14 октября их будут показывать на канале "Россия".

В наше время, если тебе вдруг предлагают бесплатно посмотреть новый фильм без рекламы, отказываться, по меньшей мере, глупо, поэтому мы с женой решили поучаствовать в этой оригинальной акции для киноманов. Собственно, жена смотрела нелегально, потому что она у меня не блоггер и в свой ЖЖ написала последний раз семь лет назад, а с тех пор ей недосуг. Но в отличие от меня Маша читала «Жизнь и судьбу». Я же в отличие от неё, посмотрел практически всё, что до сего момента снял Урсуляк, так что мы вполне дополняли друг друга.

Чтобы не выглядеть неучем, мне стоит также сообщить, что о существовании писателя Гроссмана я был осведомлен и ранее, а именно на четвертом курсе университета. Учился я тогда не то, чтобы уж очень старательно, и для того, чтобы получить допуск к сессии, мне надо было подготовить сообщение о какой-нибудь книжке про Сталинград.

Поскольку все пристойные произведения расхватали более ушлые одногруппники, выбор у меня был невелик: Гроссман или Некрасов. А так как один русский писатель с фамилией Некрасов мне основательно промыл мозги курсом ранее, я поначалу записался на Гроссмана. Но когда получил в библиотеке два увесистых тома общей протяженностью в 800 страниц, то быстро пересмотрел свои взгляды и на следующий день бодро рассказывал на семинаре про то, какое глубокое впечатление на меня произвела повесть «В окопах Сталинграда», выгодно отличавшаяся от шедевра Гроссмана объемом и живостью изложения. Так и получилось, что «Жизнь и судьба» остался для меня текстом сильным, но тяжелым и оттого не понятым.

А вот режиссер Урсуляк мне, напротив, хорошо знаком и глубоко симпатичен. Его «Неудача Пуаро» - это украшение папки «Русские сериалы» на моём жёстком диске. Райкин там, конечно, изрядно переигрывает, зато Маковецкий просто велик и следует признать, что это его лучшая роль в кинематографе после больного в «Операции с Новым годом». Также самое приятное впечатление на меня произвел сериал «Ликвидация», ну а «Русский регтайм» и «История ко Дню Победы» так и вовсе превосходны.



Поэтому когда перед фильмом на экране возник сам Сергей Урсуляк, который очень искренне попросил блоггеров порекомендовать и поддержать фильм, у меня возникло желание ни секунды не медля написать хорошую рецензию.

Из шести фильмов блоггерам решили показать второй. Чем продиктован такой выбор, угадать несложно. Во-первых, там довольно много стреляют, присутствует целых три романтических линии, а кроме того, там имеется белый котёнок, который сразу добавляет +500 к карме ленты и критиковать ее после этого сможет разве что котоненавистник velkoldin.
Ну и, наконец, в этой серии в кадре ни разу не появляется Александр Балуев, играющий Николая Крымова, что очень благоразумно со стороны организаторов показа, ведь любому понятно, что Балуев в роли командира Красной армии это примерно как белый котенок, только с точностью до наоборот.

Серия начинается со сцены, в которой разведчики Толя Штрум и Вася Климов очень ловко разбираются с пулеметным расчетом гитлеровцев. Мне эпизод очень понравился, а вот Маша осталась недовольна, потому что с её слов в романе вместо Толи Штрума (в оригинале у него фамилия Шапошников) должен был присутствовать совершенно другой герой - его двоюродный брат Серёжа. Тут мне пришлось поставить кино на паузу и выслушать лекцию о том, кто кому в книге вообще приходится. Но при переходе от второго поколения семьи Шапошниковых к третьему у меня голова пошла кругом, и я сделал резонное предположение, что точно такая же реакция возникла бы у любого другого нормального зрителя. Поэтому нет ничего страшного в том, что авторы фильма перетасовали героев, выбросив половину малоинтересных с их точки зрения родственников.



Не менее решительно, по мнению Маши, они подошли и к трактовке образов второстепенных персонажей. Взять хотя бы разведчика Васю Климова, который во второй серии появляется на экране едва ли не чаще главных героев. Гроссман в романе сообщает нам о нём следующее: «Обращался он ко многим на «вы», никогда не ругался». Солдаты даже интересовались, не баптист ли он. В сериале же перед нами хамоватый ухарь, который начинает знакомство с бойцом Перфильевым, явно старшим по возрасту, с добродушного пожелания пойти на хер, пока по ушам не получил.

Для справки сообщаю, что в тексте Василия Гроссмана сочетание букв «хер» встречается шестнадцать раз. Из них двенадцать - в слове парикмахер и его производных, три раза в фамилии Блюхер и еще один раз в слове зихерхайтединст, что в переводе с немецкого означает «служба безопасности».

Мы с Машей причисляем себя к числу последовательных сторонников передачи устной речи на письме во всём её богатстве и разнообразии, без купюр. Однако столь вольное обращение с материалом вызывает определенные сомнения. Надо ли полагать, что если эта же творческая команда возьмётся за экранизацию «Войны и мира», то речь гостей салона Анны Павловны Шерер расцветет новыми, неожиданными красками? Как любят говорить в одном популярном ЖЖ-сообществе: вопросы, вопросы…



Впрочем, если перестать отвлекаться на такие мелочи и воспринимать сериал безотносительно к роману, то перед нами добротно сделанное и отлично сыгранное кино. Сцены со Штрумом-Маковецким отличны, налицо прекрасное попадание в типаж. Самое приятное впечатление оставляет Анна Михалкова, а особенно Сергей Пускепалис, сыгравший «управдома» Грекова. Никита Тезин и Полина Пушнарчук тоже большие молодцы. Наконец, нельзя не отметить эпизод с Петром Новиковым и Женей Шапошниковой, выполненный просто на пять с плюсом.

Поскольку фильм про войну, в нём довольно много стреляют. Батальные сцены мне тоже понравились, особенно рукопашная у дома 6/1, которую не портит даже то, что некоторые убитые статисты валятся в ней на землю мешками без какой-то попытки изобразить не то чтобы страдание, но хотя бы даже легкое расстройство от того, что у изображаемых ими персонажей день не задался.

В целом же картина смотрится на одном дыхании и, уверен, даже рекламные паузы не помешают зрителям насладиться качественно снятым кино. Ну а если начинает казаться, что темп немного проседает, как тут же в кадре появляется белый котёнок, и это моментально придает происходящему остроты и динамизма.



Поэтому хотя у нас в Трире и не транслируется телеканал «Россия», мы без всяких колебаний заплатим десять евро за двухнедельный абонемент приложения «Картина-ТВ», чтобы выяснить, что же стало в итоге с этим котёнком (сильно надеемся, что в этом случае, как и многих других, создатели фильма позволили себе отойти от оригинала), а также Шапошниковыми, Штрумом и Новиковым. И, разумеется, вам рекомендуем сделать то же самое.

Даже если ради этого придётся вытерпеть присутствие на экране Александра Балуева в роли командира Красной армии.

война, кино

Previous post Next post
Up