Что-то давно не было в этом блоге ничего поучительного из мировой истории. Исправляюсь.
В центре Люксембурга есть бульвар имени человека с титулом редкой красы - принц-лейтенант. Смотришь на вывеску и сразу рисуется в голове образ эдакого персонажа из фэнтези-стимпанка.
Типа миядзакиевкого Хаула, ага.
Но вчера не поленился, наконец, поискать биографию героя. Оказалось, что реальность даже интереснее. Во-первых, это действительно местное изобретение - ни в одной другой монархии, кроме Люксембурга, принцев-лейтенантов не водилось. А во-вторых
этот самый принц Генри был русский.
Ну то есть не совсем русский - папа его был голландский король из дома Оранских. Но вот маму звали Анна Павловна. Была она дочерью российского императора, соответственно, Павла, числилась в первых красавицах Европы и жениться на ней мечтал сам Наполеон. Правда, брату Анны, императору Александру (их папаша к тому времени крайне неудачно ударился виском о табакерку в руке совершенно случайно зашедшего к нему ночью в спальню гвардейца) эта идея не очень нравилась. Замуж за мелкого корсиканца сестру он не выдал, за что тот затаил обиду. Потом всё завертелось - дядя, ведь недаром, Москва, спалённая пожаром и так далее. Но в итоге оказалось, что Александр прав - Наполеон был партией для великой княжны весьма ненадёжной.
Анна Павловна, мечта Наполеона
Совсем другое дело голландец Вильгельм или Виллем. Кровь с молоком, выпускник Оксфорда, один из победителей предыдущего жениха при Ватерлоо. Когда он приехал в Россию просить руки и сердца у Анечки, молодой Пушкин написал в честь него оду. Правда, на заказ и довольно скверную:
«Его текла младая кровь,
На нем сияет язва чести:
Венчай, венчай его, любовь!
Достойный был он воин мести».
Вильгельм, вдохновивший Пушкина на творческие рифмы "кровь-любовь" и "чести-мести".
У Анны и Виллема было четверо детей. Старший - тоже Виллем стал со временем королем Нидерландов и, на правах личной унии великим герцогом Люксембурга. Но особого желания вникать в люксембургские дела не имел и перепоручил управление младшему брату, Генри. А так как должность губернатора для принца крови была какой-то несолидной, и был придуман не имеющий аналогов титул «принц-лейтенант».
Вот он какой, принц Андрейка. Ну в самом деле хоть сейчас с него аниме рисуй.
Местные жители Генри сильно любили, много больше, чем легкомысленного старшего брата. Несмотря даже на то, что он поприжал тамошних либералов, мечтавших о республике (а может именно поэтому). Генри в Люксембурге много строил, развивал виноделие, металлургию и поучаствовал в хитрой комбинации, благодаря которой Люксембург из города-крепости, на которую зарились жадные соседи, превратился в вечно нейтральное государство, где банкирам и прочим спекулянтам стало выгодно обстряпывать свои мутные денежные делишки (с прибытком для герцогской казны).
Был шанс у Генри стать и полноценным герцогом. В какой-то момент Виллем поистратился на загулы до такой степени, что решил Люксембург запродать, как непутёвый внук бабушкину трёшку в высотке. Генри (который в этой трёшке жил и даже сделал там евроремонт) такой расклад не устроил. Он предложил себя в покупатели, правда, с рассрочкой. Но Виллем оказался жаден (точнее, как утверждают злые языки, жадной была его тогдашняя любовница), захотел денег больше и сразу, оттого пошёл к французам. Те были не против, однако не без помощи младшего брата случился небольшой международный скандал, сделка сорвалась, и Генри остался править на правах принца-лейтенанта.
Вот такой был в европейской истории добрый молодец, кровь с молоком, из наших. И умер тоже красиво - когда ему было уже под шестьдесят, женился на юной немецкой принцессе и за несколько месяцев бурных страстей довёл себя до сердечного приступа*.
Принц-лейтенант в старости. Время не щадит даже героев аниме-стимпанка.
*Есть, правда, версия, что умер он от кори, но её отметём, как недостойную финала нашей истории.
В следующий раз расскажу про люксембургские подземелья. Не переключайтесь.