Не та лава которую извергает вулкан. Речь пойдёт о лаве в угольной шахте, а именно об основном виде разработки угольных пластов.
Нет на фото не лава, а часть руддвора.
Чтоб понимать что такое лава, ознакомимся немного с теорией.
Уголь как вам известно залегает пластами, и для удобства его добычи забой проходит по всей длине пласта как показано на картинке ниже:
Пласт может идти под любым углом, в зависимости от геологии.
Разработка лавы может производится как в ручную так и механически.
С ручной разработкой всё очевидно и понятно. Шахтёры ползая на карачках по локти в воде, подпирая свод распорами из подручных материалов, отбойными молотками выдают уголь на конвейер. Всё сурово и дешево. Ручную лаву я никогда не видел, но наслышан. Когда кто-то жалуется что он сильно устал в офисе, то вспомните этих ребят:
Сама по себе лава выглядит так:
В особозапущенных случаях тут возможно присутствие воды или угол наклона стремится к 45 градусам. К - комфорт.
Как правило ручные лавы применяются, когда толщина пласта меньше 1м., тогда вопрос об автоматизации сразу отпадает. Но про это как-то в другой раз.
Механические методы куда более брутальны и изящны.
Штреки и другие выработки проходят горнопроходческим комбайном.
Во время проходки, добытый уголь как правило уходит на террикон, так как он идёт в перемешку с другой случайно попавшей под раздачу породой. В разных угольных районах Украины, я часто видел как люди лазят по относительно свежим терриконам и собирают тот самый уголь, который попал туда при проходке штреков и других нерудных тоннелей.
Основным инструментом проходки лав - является очистной комбайн. Достаточно брутальная машина, вооруженная двумя рабочими органами, передвигающиеся вдоль забоя туда сюда, выбирая равномерно пласт продвигаясь вперёд.
В мире куча моделей и производителей этой вундервафли. Основной рабочий инструмент - вращающиеся барабан, который установлен на гидравлических кронштейнах. На барабане смонтированы резцы, которые периодически подлежат замене.
Под самим комбайном проходит конвейер, на который падает добытая руда и уходит на пересыпь на другой конвеер. Далее по штрекам, квершлагам и другим интересным местам, руда по конвейеру попадает либо в наклонник (по которому конвейер доставляет её на вверх), либо в бункер, откуда скипами уголь будет поднят по стволу на поверхность.
Сбоку эта штука выглядит так:
Как видно, её рабочий орган может перемещаться в двух осях выбирая породу по максимуму.
На заднем фоне располагается гидравлическая крепь, которая движется строго за комбайном по мере выработки угля.
Сама крепь выглядит примерно вот так:
Каждый агрегат устанавливается друг за другом, и в паре шагает вперёд удерживая свод.
Смотрится это конечно очень круто :)
Во время проходки в забое стоит сплошной туман из угольной пыли.
Существует ещё и такой тип добычи, но как по мне коэффициент полезного действия у него будет куда ниже, чем у барабанного комбайна.
Дальше уголь по конвейерам поступает на выход.
Вообще кто не догадался, это шахта не совсем настоящая, а самый что ни наесть настоящий музей, который был оборудован на основе настоящей шахты. Сама шахта была давно закрыта, для экскурсантов показываю только пару километров приствольных выработок и пару лав разной степени запущенности, а остальные километры тоннелей были наглухо отбетонированы и попасть туда не представляется возможным.
Шахта находится в агломерации Катовице, в городе Забже. Как по мне это один из лучших музеев на базе настоящего предприятия. Техника ни разу не бутафорская, когда-то было в работе и до сих пор готова к новым трудовым подвигам.
Всем любителям горнопроходческого дела рекомендую посетить этот аттракцион. Экскурсии на польском языке, но в принципе всё понятно о чём идёт речь.
Везде по шахте проложено стационарное освещение, сквозняки на централках отсутствуют.
В реальности основным источником света на предприятии являются фонари самих шахтёров и штатное освещение на технике, такие меры предосторожности связаны с взрывоопасностью угольного дела. Конечно на предстволовые выработки и на мастерские это правило не распространяется.
Один из примеров "ручной" лавы, и её крепей.
Ещё одна "ручная" лава. Слева можно узреть конвейер на который ручками ссыпался добытый уголь.
С другого ракурса
Самым странным изобретением европейских шахт, по моему мнению, является подвесная монорельсовая дорога... Привод может быть как дизельный, так и от электросети.
Вагоны и локомотив движутся по такому вот двутавру, который закреплён за шахтные крепи.
Проблема всей этой схемы в том, что невозможно построить развитую инфраструктурную сеть данного вида передвижения. Поезд может двигаться только взад вперёд. Ну по крайней мере в данном случае.
С дизельным приводом возможны какие-то усложнения инфраструктуры.
Естественно дальность действия ограничивается длинной питающего кабеля. С дизельным приводом такой проблемы быть не должно.
На локомотиве установлена шестерня, которая входит в зацеп с двутавром.
Для транспортировки с места на место, где отсутствует подвесная дорога, вагоны легко ставятся на обычные вагонетки, и по узкоколейке перемещаются куда им нужно.
Беспощадно-ламповая штука, но как по мне бесполезна. Чем не угодил обычный традиционный шахтный поезд, не понятно.
Кстати на всех поездах катают!
Ну и чучуть ствола с руддвором
Такие от дела :)
Смотрите так же:
-
Шахта НовоВолынская-
Шахта Родина-
Действующие каменоломни Одессы