.. или Парижские катакомбы, кому как нравится.
Правильней называть шахты каменоломнями, но слово слишком длинное и в быту не прижилось...
Весь старый и не очень Париж построен из известняка, который был добыт под землёй, в каменоломнях. Сначало каменоломни были за пределами Парижа, а потом Париж разросся, и шахты оказались прямо в городе, точнее под городом...
Добыча камня была организована ещё при римлянах, добывался он открытым способом в карьерах в местах его выхода на поверхность. Позже, начиная с 11 века, с развитием науки и техники добычу начали вести закрытым способом. Учитывая, что камень залегал относительно глубоко, никаким другим способом как закрытым, добыть его адекватно не удавалась, с другой стороны над шахтой земли оставались нетронутыми.
Всё бы ничего, но Париж как и все мегаполисы разрастался, покрыв собой отработанные подземные пространства. С другой стороны грунтовые воды пробили себе пусть в шахты, подмывая и приводя их в аварийное состояние. По классике человеческого распиздяйства и стечением многих геологических факторов, некоторые наземные строения начали уходить под землю. В 18 веке было приняты ряд мероприятий по возведению укрепительных сооружений, после чего шахты обрели тот самый вид, который можно наблюдать сегодня.
Всё прямо как в Одессе, только без Одессы.
В интернете ходит хорошая схема, описывающая всю степень размаха...
Городские шахты тесно переплетаются с историей города.
Мы посетили один из больших районов, который располагался на самом юге Парижа. Предвходовая часть обычно засрана граффити, чем дальше в глубь, тем меньше граффити.
На фото классический вход в шахту, пробуренный в современные года. Через эти входы производится инспектирование шахт с последующим спуском вниз специально обученных людей, которые по воли судьбы и закона имеют право задерживать и штрафовать неслучайно забредших подземщиков.
Попадая вниз, оказываемся на перекрёстке галерей с подписанными улицами. То есть, что б вы понимали любая пройденная галерея под улицей или улица над галереей, будет подписана как на земле, так и под землёй.
В 18-19 веке город "наехал" сверху на шахты и шахты начали по чуть-чуть сыпаться, разрушая всё, что находится над ними. В итоге тогдашний правитель Людовик XVI создал специальную организацию, которая закартографировала большой процент шахт, проработали схему их укрепления, и в итоге укрепили. Стена на фото сзади, не что иное, как укрепсооружение 200-т летней давности. Из-за стен размер профиля туннеля уменьшился чуть ли не в 2.5 раза.
Вода - основной враг шахты.
Фото немного не передают по понятным причинам атмосферу. Съёмка производилась при постоянном движении.
Ещё один пример маркировки улицы сверху.
Всё засрано граффити.
Наш путь лежит в отдалённый район этой шахты, через затопленные участки.
Тут уже стандартный профиль укреплённый кирпичом заканчивается. Вероятно где-то над нами городская застройка не такая плотная.
С самого начала мы не были готовы к обводнёнке, про неё мы уже узнали спустившись в шахту в той обуви, в которой до того обычно по Парижу разгуливали...
В процессе проходим одну из баз со скульптурами
Особенность Парижских подземных стоянок - это обязательное скульптуро-художественное оформление, почти музей...
Чем ебенистей, тем и граффити меньше.
Ещё в катакомбах есть неписаное правило, есть особые места, где типа рисовать нельзя.
В отличие от Одессы, в Парижских шахтах довольно таки тепло и вода не ледяная.
И весь район в таком состоянии...
Тут из стены пробивается вода, образуя собой натёки.
Классический метод укрепления шахты, без строительства подпорных стен
Наш финиш
Дальше шахта проходит под кладбищем.
(чуток не в фокусе...)
В 16 веке после эпидемий чумы и других мероприятий, кладбища переполнились настолько, что хоронить там уже было негде, и не куда. На помощь пришли выработки под кладбищем, куда спустили всё что не влезло, или вылезло из кладбищ. С тех пор в недрах Парижа похоронены около шести миллионов человек.
Количество похороненных можно в теории подсчитать по черепам. Оо
Опознанию не подлежит...
Вся штольня завалена костями, конец штольни не просвечивается.
Когда-нибудь и из наших останков чего-нибудь да соорудят.
Целиком тему захоронений, да и в целом историю Парижских шахт раскрыли в музейной части катакомб.
В интернете есть интересные зарисовки...
Интересно с чего рисовали, и откуда такие высокие своды?
Тут останки сложили в геометрически-алфавитном порядке, сделав из них музейный комплекс.
Стандартная метка (пикет) на подпорной стенке. Первое двухзначное число - это номер стены, буква - инициал того кто за это дело отвечает, год - собственно когда стену возвели. Самое прекрасное в этой метке, это стиль её гравировки.
Мне до сих пор неясно, это уже переделанная шахта или реальные выработки укреплённые в такой изящный стиль.
Останки между собой ничем не скреплены, потому опираться на них не надо.
Многие косте-склады подписаны, что откуда было изъято, и когда сюда занесены.
"Кости найдены под тротуаром церкви Св. Николая, и отправлены в 1859 году на хранение в склеп на западе. Перенесены в катакомбы в сентябре 1859"
"Кости старого кладбища Магдалины (по такому-то адресу) депонированные в 1844 году в оссуарий на западе и переданы в катакомбы в сентябре 1859"
"Кости церкви и монастыря капуцинов святого Оноре 29 марта 1804"
Подпорный целик обложили останками.
"Внемлите, сухие кости,
Услышьте голос Господа.
Господь могучий наших предков,
Который дыхнув создал существ,
Соединит разрозненные ваши узлы.
Вернется к вам новая плоть,
Кожа образуется на ней,
Сухие кости, вы возродитесь."
Le Franc-де-Pompignan
Шахта сбоится с карстовой пещерой, которую тоже укрепили...
Музейная часть, является маленьким кусочком большого района, доступ в который типа закрыт. Карта прилагается...
Надеюсь в следующий раз попасть в этот музей удастся не с главного входа :/…
P.S. Если вы нашли неточности в переводе с французского, дайте знать пожалуйста.
Бомжур ёбпта