На следующее утро, к своему счастью, я проснулась на кровати, а не на полу. Чему изрядно обрадовалась.
В предыдущий день мы как-то успели договориться с белорусским мальчиком, что я поеду с ним в сторону Казбеги. Я как раз планировала уезжать и подумала, что это отличная идея прокатиться с ним автостопом, увидеть наконец Ананури с водой в водохранилище, переночевать в Казбеги (у него была палатка) и двинуть в сторону Москвы.
Мы встали. Мы поехали.
Мы встали и пошли по солнечному Тбилиси в сторону метро, встречая местных котиков и свежие овощи и фрукты. Доехали до автовокзала, сели на маршрутку и приехали в Мцхету. Было солнечно и жарко. Мы прошлись по городу. Он зашёл в храм, я подождала его на улице в тени деревьев с рюкзаками и фонтаном питьевой воды.
Он вышел, пофотографировал всё вокруг и мы пошли в сторону той крепости до которой я не дошла в свой первый раз. (Тогда было так жарко, что я недойдя сотни метров я вернулась на остановку ибо от жары мне было так плохо, что после я потеряла сознание в приехавшей за всеми маршрутке.)
1
В этот раз мы дошли. Поднялись. Сидели, смотрели, болтали, было солнечно, тепло и даже жарко. Позавтракали, кажется, прямо там. Фотографировали всё вокруг. Мне казалось, что я оказалась в Саванне! Такие виды! Мы наслаждались там примерно часок, а затем мы спустились и начали ловить машину. Минут через 15 остановился какой-то джип, в нём сидели двое: парень и девушка. Мы погрузились и отправились в путь. Парень и девушка оказались из Израиля и приговаривали с типичным еврейским говорком. Я раньше думала, что так бывает только в кино, а оказалось всё по-настоящему. У девушки был очень
смешной мультяшный голос. Машина оказалась арендованной, они рассказывали о том, что путешествовать по Израилю дорого, поэтому они катаются по Грузии, мы рассказывали о наших путешествиях и узнавали про Израиль и маршруты. Было весьма познавательно и интересно. Мы хотели попасть к Ананури, и ребята ехали как раз в ту сторону и сами желали её посмотреть, так что с удовольствием были готовы нас туда подвезти. Мы доехали, выгрузились, пожелали друг другу хорошего дня и пошли осматривать крепость.
Мы с моим компаньоном оставили рюкзаки снаружи храма и ходили по очереди осматривать окрестности, фотографировали Жинваль, немного полазали там и тут, спускаться вниз к воде не стали. Что меня здесь поразило больше всего, так это наличие палаточек со всякими сувенирами. Раньше здесь такого я не замечала. Ну и наличие воды меня порадовало неимоверно, ибо до этого я заставала лишь её отсутствие. Мы вышли и продолжили наш путь.
Мы стали ловить машину в самом неудобном и нелогичном месте, прямо на повороте, так что, конечно же, никто не останавливался и все проезжали мимо нас. Я еле уговорила товарища пройти вперёд пару км и ловить машину подальше, чтобы водители могли нас нормально видеть и имели возможность остановиться. Мы шли неспешно вперёд по пути поедая айву и уклоняясь от проезжающих мимо машин. Дошли до ближайшего населенного пункта, и стали ловить машину там. Очень скоро остановилась груженая грузинская тачка. В ней был грузинский мужчина. Мест для рюкзаков в багажнике не было, так что они ехали с нами в салоне. А главное, что и мы сами ехали в салоне. Мужчина оказался весьма интересным и разговорчивым, что-то интересное нам рассказывал, завёз нас на ближайший источник с минеральной водой, рассказал про источники в окрестностях и много всякого и в итоге докинул до Гудаури. Выдал нам лепешку свежего шоти прямо из багажника и укатил вдаль.
Мы зашли в единственный продуктовый в Гудаури желая взять к хлебу сыра и чего-н попить, по-моему в итоге ничего не взяли, у моего товарища не оказалось ножа, а нарезанного сыра в магазине не было. Мы вышли. Потупили немного в местном магазинном интернете. И отправились на поиски транспорта дальше. Встали недалеко от магазина и начали голосовать редко проезжающим мимо тачкам. Останавливаться никто не хотел. Все проносились мимо. Стояли мы достаточно долго и уже почти потеряли веру в возможность отсюда укатить. У меня уже даже появилась идея пойти пешком дальше и выше, как вдруг к нам подошёл мужчина из неподалёку стоявшей тачки, который всё это время ковырялся под капотом в ней. Поинтересовался куда же нам надо и извинялся, что готов подвезти только до крестового перевала, т.к. ехал именно туда к своему другу-монаху, который отстроил там храм. Мы с радостью согласились и сели к нему в машину. Идея сдвинуться с мёртвой точки всегда кажется отличной, а кроме того я ни разу не обращала внимания, что на крестовом перевале есть какой-либо храм. И мы поехали.
Минут через 15 мы были уже наверху, выгрузились и мужчина предложил зайти в храм, поздороваться с его другом. Нам любопытно, мы зашли. Поздоровались, обнялись с монахами, храм оказался деревянным. Достаточно большое светлое помещение, доски на полу, большой длинный стол с едой и пакетами. Нам показали строящиеся помещения и кельи (?) монахов, и предложили сесть за стол. Отказываться неудобно, мы присели, нам предложили чачи, чая и вина. Сладости, печеньки и пироги. Мы разговаривали. Они о чём-то рассказывали и что-то спрашивали.
Мой компаньон решил, что самым удачным вопросом будет вопрос про их отношение к Сталину и окупации Грузии и тут понеслось. Не лучший вопрос в Грузии, если честно. Я бы даже сказала, что худшее о чём вообще можно спросить. Собеседники завелись даже несмотря на то, что они монахи. Я думала, что живыми нам уже не выйти. Мой товарищ, в какой-то момент, видимо тоже. Хотелось прокричать ему: молчи! Совладев с собой главный монах мягко сгладил ситуацию перейдя к тому, что все люди братья и жить должны в мире и согласии, заткнуть моего товарища решили чачей, сказали тост и выпили за мир. Я выдохнула. От чачи мой товарищ тут же опьянел и потерял координацию движений. Все над ним посмеялись и выпроводили нас восвояси, мы все ещё раз обнялись.
На улице к тому моменту уже изрядно похолодало, поднялся ветер, но было всё ещё светло. Я оделась, фотографировала овечек, что паслись на ближайших горах, мы ловили машину. Стояли недолго, остановилась какая-то девятка с двумя молодыми грузинами, которые ехали в сторону границы, мы сели к ним и поехали. Они не говорили по русски от слова совсем. Зато притормозили, когда я фотографировала переходящих дорогу овечек и вообще были очень милы. Не помню как это проявлялось, помню, что ощущения были такие.
Мы приехали в Казбеги. Облачность была настолько низкая, что казалось, будто Казбека не существует вообще, а Гергети еле-еле выглядывала из-за облаков. Мы планировали идти именно туда. Меня эта идея удивляла и ужасала одновременно. Под дождём сидеть не хотелось. На улице - тоже.
Мы предварительно решили зайти поесть и взять на двоих аджахури, которое тут же и съели. К тому моменту, когда мы доели начало темнеть. И мы решили, что пора отправиться в путь.
Мы отправились через посёлок в сторону Гергети и я понимала, что идти по той автомобильной дороге, по которой мы шли наверх весной идти совсем не хочется и это будет слишком далеко и долго. Хотелось сократить. По пути нам встретились дедушка с вероятно внуком, которые шли нам навстречу и очевидно спускались. Я решила уточнить у них есть ли короткая дорога наверх, они показали дорогу и сказали, что она займёт полчаса, я не очень в это верила, но хотелось пойти именно по ней и мы пошли. К тому моменту уже была кромешная тьма, у моего товарища не было фонаря, у меня был фонарь размером с мой же мизинец, потому что я купила его в формате брелка ещё на Камчатке. Шансов адекватно провести этот вечер было мало. Я предлагала заночевать внизу. Товарищ настаивал на походе наверх. К счастью ветер сдул с гор облака и показались звёзды. Я достала трекинговые палки, выдала товарищу этот горе-фонарь и мы отправились наверх с большими перерывами, потому что товарищ задыхался, во время передышек скидывал с себя рюкзак и пил вино, т.к. ему хотелось пить, а ничего кроме вина у него с собой не было. Внизу шумела река и я всё ждала, когда его рюкзак скатится вниз ибо скидывал он его на крутых участках так, что он вот-вот должен был скатиться вниз.
Сначала, пока шли по этой дороге, казалось, что шансов вообще нет, а потом, когда я подняла голову и увидела, что с Казбека ушли облака, видны верхушка и звёзды, светит луна и десятки фонариков походников там наверху блуждают туда-сюда стало уже не так уж и страшно. Как будто мы здесь совсем не одни и вся гора словно кишит туристами, вокруг есть жизнь и можно подниматься вверх ещё.
Очень скоро стали видны фонари, которыми подсвечивается Гергети, да и сама церковь стала видна. Подъём стал более пологим, и стало ясно, что мы уже почти пришли. И наконец-то мы пришли. Под ногами были разбросаны коровьи мины, вокруг казалось будто стоят большие камни и мы выбрав более менее чистое место упали на свои рюкзаки. Мой товарищ был явно к таким подвигам не готов и когда я предложила поставить наконец палатку он сказал, что ему необходимо от всего этого отдохнуть.
Честно говоря была ночь и отдыхать было особо некогда, разве что в самой палатке. Так что палатку ему всё же пришлось достать. Компаньон своей собранностью и готовностью к приключениям не переставал меня удивлять, так что даже не знаю удивилась ли я, когда он сообщил, что как собирать свою же палатку он не знает, потому что палатка не его, а друга и дома он даже не пытался её открыть, собрать и проверить все ли детали на месте. Благо, опыт сбора незнакомых палаток в темноте у меня уже был и мы разобрались. Тента у палатки не оказалось. От слова совсем. И это не потому что его не должно было быть. А потому что не было и всё. Было очевидно, что сверху что-то должно было быть, потому что на самой верхушке палатки была сеточка-вентиляция, в случае дождя которую залило бы только так. А сама палатка не закрывалась на молнию до конца. Т.е. она закрывалась вертикальной молнией, но внизу был разрез и она оставалась открытой. И материал был достаточно тонок. Мой кавалер предлагал не вбивать колышки и сопротивлялся моему желанию накрыть эту сеточку сверху моим дождевиком. Говорил мол, если пойдёт дождь мы сразу проснёмся и тогда накроем. Мне, честно говоря, просыпаться в луже не очень хотелось, так что сетку я закрыла. А ветер наверху был. Так что было ясно, что утром может быть какая угодно погода.
Ещё мой товарищ ходил искать воду, но так и не нашёл. В ближайших кустах была видна ещё пара палаток и кажется даже костёр. Стало не так страшно стоять прямо там. Хотя тот факт, что утром сюда прибудут туристы на тачках немного смущал. И я очень надеялась, что никто не переедет нашу палатку. На этих мыслях в какой-то момент мы всё же улеглись спать.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
Грузия
Август, 2016
Всю историю можно прочитать по ссылке:
Неделя огненных историй. Грузия, 2016