Как из мужей Вишну, из планет Солнце,
Из рек Ганга, из мудрецов Кашьяпа, (2)
Как из коней Уччаихшравас, из богов Ишвара,
А из богинь Гаури, так [из всех четок рудракша] лучшими будут . (3)
Лучше всякого гимна и всякого обета [ношение рудракши].
Средь всех непреходящих даров рудракша выделяется. (4)
Нельзя выразить в словах размер святой заслуги
Того, кто одарит рудракшей умиротворенного почитателя Шивы. (5)
[Тот], кто потчует едой носящего рудракшу на шее,
Тот, возвысив двадцать одно [поколение своего] рода, отправляется в мир Рудры. (6)
[Тот], на чьем лбу нет вибхути, кто на теле не носит рудракшу,
И кто дома не почитает Шамбху, тот брахман хуже псоядца . (7)
Питающийся мясом, пьющий хмельные напитки и общающийся со злодеями
Очищается от грехов, если у него на голове рудракша. (8)
Плод, который [обретается] благодаря [совершению] всех жертвоприношений, подвижничеству, раздаче даров и изучению Вед,
Тот плод достигается незамедлительно благодаря ношению рудракши. (9)
Та заслуга, которая [обретается] благодаря изучению четырех Вед, Пуран,
Посещению тиртх и [овладению] всеми науками, (10)
Та заслуга достигается незамедлительно благодаря ношению рудракши.
Если человек умирает, в миг смерти надев рудракшу, (11)
Он достигает состояния Рудры и вновь не рождается.
Если умирает человек, носящий рудракшу на шее или руках, (12)
То, возвысив двадцать одно [поколение] предков, в мире Рудры он живет.
Будь ли он брахман или чандала, исполнен добродетелей либо лишен их, (13)
Носящий рудракшу и умащенный пеплом, он обретает божественное состояние Шивы.
Будь ли он чист либо нечист, а также вкушающий запретную пищу, (14)
Млеччха либо чандала, отягощенный всеми грехами,
Благодаря ношению рудракши он - сам Рудра, и нет в этом сомнения. (15)
[Тот, кто] носит [рудракшу] на голове, десять миллионов раз [получает плод этого], на ушах - сто миллионов,
На шее - миллиард, на голове - десять миллиардов, (16)
На священном шнуре - сто миллиардов, на руке - триллион раз,
И носящий рудракшу на запястье достигает освобождения. (17)
Нося рудракшу, какой бы ведийский обряд
Не совершал брахман с преданностью, он обретает его великий плод. (18)
[Тот], кто носит четки из рудракши, даже будучи лишенным преданности
Грешником, тот освобождается ото всех уз. (19)
[Тот, кто] будучи сердцем предан рудракше, рудракшу не носит,
Тот в мире Махешвары почитается подобно лингаму . (20)
Невежественный либо знающий, благодаря ношению рудракши
Идет в мир Шивы, подобно ослу в [стране] Киката . (21)
Сканда сказал:
По какой причине осел стал носить рудракшу, о бог,
В Кикате, и кто дал ему [четки], об этом поведай, о Высший Владыка! (22)
Шри-Бхагаван сказал:
Слушай же, о сын, о том, что случилось в былые времена.
Осел в горах Виндхья нес груз рудракши, ведомый путником. (23)
Он устал и, неспособный нести тот груз, упал на землю
И испустил дух. [В облике] трехокого Махешвары с трезубцем в руках (24)
Моею милостью, о Махасена, он явился в мое присутствие .
Сколь много лиц насчитывается у рудракши, (25)
Столь много тысяч юг [обладатель рудракши] чествуется в мире Шивы.
Об этом следует рассказывать своим ученикам, но никогда тем, кто не является учеником, (26)
Ни лишенным преданности и глупцам не должно сообщать.
Будь ли он непреданный либо преданный, низкий либо еще более низкий, (27)
[Человек], носящий зерна рудракши, освобождается ото всех прегрешений.
Не может быть заслуги, равной ношению рудракши. (28)
Великим обетом называют это мудрецы, зрящие истину,
[Тот], кто носит тысячу зерен рудракши, стойкий в обетах, (29)
Того почитают боги все, ибо подобен Рудре он.
В отсутствие тысячи зерен на руках по шестнадцать, (30)
Одно на шикхе, на руках по двенадцать,
Тридцать две на шее и сорок на голове, (31)
По шесть на каждом ухе и сто восемь на груди
Кто носит зерна рудракши, тот почитается, подобно Рудре. (32)
Вместе с жемчугом, кораллом, кристаллами, серебром, ляпис-лазурью и золотом
Кто носит зерна рудракши, тот будет Шивой. (33)
Если кто вследствие лени одни только лишь зерна рудракши носит,
Того не касаются грехи, подобно тому как тьма не может поглотить огонь. (34)
Чтение мантры на четках рудракши дарует безмерную заслугу.
На чьем теле нет хотя бы одного зерна рудракши, дарующего такую заслугу, (35)
Того рождение бесплодным будет, как и того, [на чьем лбу] нет трипундры.
[Тот], кто моет голову, положив на нее рудракшу, (36)
Тот, вне сомнения, обретает плод омовения в Ганге .
Одноликое, пятиликое, одиннадцатиликое (37)
И четырнадцатиликое зерна рудракши почитаются людьми .
С преданностью почитается постоянно рудракша, в котором воплотился сам Шанкара. (38)
Нищего человека он делает царем на земле.
И сейчас я поведаю тебе превосходное древнее сказание. (39)
В Кошале [жил] некий брахман по имени Гиринатха,
Богатый, праведный, сведущий в Ведах и ведангах, (40)
Свершитель жертвоприношений, удостоенный посвящения, и у него был сын, имеющий привлекательный облик.
По имени Гунанидхи, юноша, прекрасный, словно Кама. (41)
[Этот юноша] Муктавали, жену своего наставника Судхишаны,
Сбил с толку своею красотой, юностью и страстью. (42)
Некоторое время находясь в связи с ней, из-за боязни [разоблачения]
Он дал яд наставнику, не чувствуя угрызений совести. (43)
Когда же [его] мать и отец узнали об этом деле, то незамедлительно
Мать и отца умертвил он ядом. (44)
После того как его богатство истощилось из-за [пристрастия] к различным играм и наслаждениям,
Тот злодей стал воровать в домах брахманов. (45)
Потерявший разум из-за питья суры, он был отвергнут родственниками
И изгнан из деревни всеми [своими односельчанами], после чего стал жить в лесу. (46)
Вместе в Муктавали [Гунанидхи] удалился в густой лес,
И на большой дороге, из алчности он лишил жизни много брахманов. (47)
Когда, по прошествии долгого времени, для низкого пробил смертный час,
Тысячи посланцев Ямы явились, чтобы отвести его [в ад]. (48)
Из мира Шивы также прибыли ганы Шивы,
И между ними состоялся разговор, о сын Дочери гор. (49)
Тогда посланцы Ямы сказали: «Разве у него есть [хоть какие-нибудь] заслуги?
Скажите же, о слуги Шамбху, почему вы желаете забрать его!» (50)
Тогда посланцы Шивы ответили: «Он умер на том месте,
Ниже которого на десять локтей в земле находится рудракша. (51)
Благодаря влиянию [этого рудракши], о посланцы, мы отведем [его] к Шиве».
Затем, взойдя на небесную колесницу , брахман, принявший божественный облик, (52)
В сопровождении посланцев [Шивы] Гунанидхи отправился в обитель Шанкары.
Итак, я рассказал тебе о величии рудракши, о давший благой обет . (53)
Таким образом, о величии рудракши вкратце поведано мною,
Очищающего ото всех грехов и дарующего плод великой заслуги. (54)