Центр индийских исследований Института востоковедения РАН и проект-группа «Под небом Южной Азии» (ПНЮА) продолжают проведение ежегодных Всероссийских конференций междисциплинарного характера «Под небом Южной Азии», посвященных избранной теме . К участию приглашаются специалисты из разных научных сфер (в том числе, аспиранты, магистранты и студенты): историки, политологи, антропологи, филологи, религиоведы, искусствоведы, географы, экономисты и др., занимающиеся любой из стран Южной Азии (Индия, Пакистан, Бангладеш, Непал, Шри-Ланка, Бутан, Мальдивы) или регионом в целом. Круг вопросов и подходов может быть разнообразным, однако главным требованием остается соответствие темы доклада проблематике конференции. Убедительно просим внимательно прочитать наш меморандум.
Вторая конференция - «Движение и пространство» - состоится 10-11 октября 2012 г. Ее основной темой станет «жизнь в дороге» (on move, en route), т.е. осмысленное/мотивированное - индивидуальное, групповое или массовое - перемещение Homo viator/mobilis, сопровождаемое освоением / присвоением / преобразованием пространства. Наиболее ярким свидетельством такого «движения» является вторжение индоарийских племен на территорию Южной Азии и их продвижение вплоть до крайней точки - Мальдивского архипелага. Через почти три тысячелетия не менее судьбоносным стало проникновение в Индию первых носителей ислама. В XVIII в. «движение» самых разные потоков - от афганских и маратхских армий до британских и французских войск - определило характер этого и последующего столетия .
Инициаторы исследования Южно-Азиатского субконтинента в терминах «циркуляции», т.е. с возвратом в исходную точку, отмечали: «Если индийскую цивилизацию должно определять в терминах великих эпосов, как на этом часто настаивают классические индологи, мы, безусловно, должны что-то выжать из того факта, что и „Рамаяна“ и „Махабхарата“ в значительной степени сосредоточены на отношениях между неподвижностью и круговым движением (circulation), между жизнью странника и жизнью сидящего на одном месте царевича» . «Выжать» из этого можно уже то, что передвижение эпических героев стало инструментом сакрализации субконтинента, обеспечив тем самым многовекторные варианты последующих паломничеств, военных кампаний, политических шествий и научных экспедиций.