Mar 10, 2014 23:49
Иногда посмотришь, человек говорит о недуальности, единой природе ума и тд. А когда возникает конкретная ситуация - скажем, кто-то наступил на ногу или обидел, сказал что-то не так. Или переворот на Украине, какая-то политическая ситуация, то все недвойственное воззрение куда-то уходит. Словно его и не было. Начинаются рассуждения о том, кто прав, а кто виноват.
А происходит так потому,что воззрение не проникло глубоко. Не растворило двойственность. Даже на уровне философии, понятийного ума.
Поэтому практикующий,который говорил о том,что "все есть Брахман", обижается когда ему что-то не так сказали, а когда смотрит события на Украине, начинает "болеть" за свободную Украину, выступать за или против Путина. И все это кажется очень важным, настоящим. И Путин, и Украина, правые, виноватые.
И это как бы стало уже нормальным, - говорить одно, а на деле не следовать. Чтение текстов, сатсанги - все это вдохновляет, впечатляет на время, а потом отпускает, и ум выписывает себе резолюцию о том, что "все есть брахман, практика бессмысленна" или что-то вроде. При том,что практика даже не начиналась.
Тут конечно всегда находятся люди, которые пережили нирвикальпа-самадхи еще в детстве и они начинают с недеяния,пребывания,естественной осознанности. Но это ведь крайне малый процент, единицы. Мало того,все они тоже практикуют. Потому что самадхи, даже самое глубокое, ничего не дает кроме "вкуса" и понимания того,кто ты есть на самом деле. Отпечатки ума никуда не исчезают.
И то,что делает нормальный,здравомыслящий человек - это практика, направленная на устранение васан, тем или иным способом. Другие же только говорят "о высоких материях", на деле же это ничего не меняет в их жизни.
Т.е. это все равно, что много раз сказать "халва", но во рту слаще от этого не становится. И политика, равно как и межличностные конфликты - это в целом мелкие, временные, не важные вещи, которые переоцениваются. Но именно они занимают 90-100% внимания людей по жизни. И внимание в итоге рассеивается на всякую ерунду, упуская главное.
Cотни революций и переворотов уже было. Миллионы политиков что-то выясняли. Каждый видел ситуацию по-своему и за что-то боролся. Где эти политики сейчас?
В чистом видении нет никакого Януковича или Путина. Есть разные кармы, которые отыгрываются в разных телах. Разные тенденции ума. И выносить оценки типа "какой плохой политик Янукович" - это свойство как раз нечистого видения, "загрязненного" двойственностью, многообразием.
И оно настолько нас пропитало, что выйти из него тяжело. Для этого и нужен тапас, практика.
Драгоценность человеческого рождения состоит именно в этом - в способности совершать тапас, устраняя омрачения, связанные с двойственным видением. У собак, лягушек, голубей такой способности нет.
Но тапас - это не значит усилия, это скорее нечто ведущее к растворению кармы и не важно, что именно это, - бхакти, карма-йога или вичара. Важно то,что это приносит результат. Освобождает.
Путь,практика - это не идея, это конкретный энергетический процесс. И хотя он нелинеен, тонок и неуловим, тем не менее он существует и мы сами решаем на что потратить свою жизнь - на выяснения, споры, рассуждения или очищение ума, трансформацию. Это наш и только наш выбор. Никто за нас его не сделает. И через каких-нибудь 20-30 лет то,что волновало умы сейчас, никто и не вспомнит.Зато может прийти тот день, когда с болью в сердце придется осознать: "На что я вообще потратил свою жизнь?"
адвайта,
политика,
дхарма,
ум,
карма