Когда началась война, моей бабушке было всего 11 лет. Она не воевала и никогда не любила рассказывать о войне, не то что внукам, но и детям, как будто этого и не было. "Не хочу даже вспоминать". И я ее понимаю. Сейчас ей 84 года. Что-то изменилось, может все-таки время стирает краски.
Суп из потрахов - за счастье
Когда началась война, моя бабушка Любовь Михайловна Павлухина (Плетнева) жила с родителями в деревне под Москвой - в Петушках. Есть было нечего. Голодно. Суп из потрахов считался за великое счастье. Хотя мимо их домов часто гнали скот. Куда - не имело значение, главное - "дальше от фашистов". Гнали от самой линии фронта со всех деревень. Своим не доставалось тоже - коров гнали без остановок, пока по пути гурт просто не подыхал от изнемождения. И отец не выдержал - рванул за продуктами к друзьям в Среднюю Азию. Кажется таких тогда называли мешочниками. Да, целых два мешка привез - с овсом и пшеном! Из овса кисель варили. И это было лучшим лакомством. Кожурок не выплевывали - за это можно было слохопать хорошего подзатыльника. "Какой бы ни была - это еда". Это хорошо врезалось в бабушкину память - впоследствии подзатылки получала уже я. "Как хочешь, но пока не съешь - из-за стола не выйдешь".
Обложили...
До Москвы - рукой подать. Каких-то 120 км. И ее прожекторы освещали все помосковное небо. Казалось, что самолеты, кружащие над столицей, летают у тебя над самой головой. Страшно. Во время одного из таких налетов отец (он уже не воевал, тогда ему было далеко за 50 лет, за плечами - Первая мировая) встал посреди двора, всмотрелся в небо: самолеты кружили как ястребы. "Обложили," - констатировал он и скомандовал домашним собираться. Вмиг семья со скромными пожитками оказалась в полях. И долго бы им там еще сидеть, если бы добрые люди не сообщили, что все обошлось.
Все для Победы
Как-то из Москвы брат Егор привез... "зажигалку"! Зажигательную авиабомбу, которые немецкие самолеты тысячами сбрасывали на крыши столицы и блокадного Ленинграда. С точки зрения фашистского командования, дома, загораясь от таких зажигалок, должны были порождать огненный смерч и выжигать города до тла. Не вышло. Причин тому было много (подробнее здесь
http://warhistory.livejournal.com/2205363.html). Но это не все - среди зажигалок встречались ХОЛОСТЫЕ. "В это не возможно было поверить, - восхищается бабушка. - Но мы видели их своими глазами! Это были снаряды, которые делали в немецком тылу! Взрывчатку в них не ложили намеренно!" Часто на таких снарядах были надписи на русском, их смысл примерно в следующем "Поможем, чем можем". И не плохо, надо сказать, помогли. Человеческое им за это спасибо.