Хочу написать об "alternative universe" и кроссоверах в фанфикшне. И напишу.
Други, граждане, люди, существа! Ежели у вас от слова на букву Ф или от его приложения к величайшему сыщику всех времен и народов глаз дергается, и вы не читали, но осуждаете или читали и осуждаете, этот пост можно проматывать. И не писать комментариев в стиле "а мне не нравится...", тем паче - в стиле "как ты можешь!" Могу - с большим удовольствием, и замки вешать надоело.
...Слушайте, я тут в окрестностях только одного человека знаю кроме себя, который в курсе, кто такая Ольга Чигиринская, но неужели он, правда, только один? Ее имя в свое время в околотолкинистических кругах прозвучало... довольно громко. Ну, т.е. она сейчас пишет книги и ведет жж исключительно на украинском - у меня мораторий на обсуждение очевидных причин, а также личностных качеств имярека, ок? - но я как раз по пути в Рим перечитывала любимые куски из "Шанса, в котором нет правил" и думала, что те из моих друзей, кому в принципе социальная фантастика по вкусу, многое упускают... Однако разговор нынче не о прозе ее, а о публицистике.
В конце нулевых на некоем съезде писателей-фантастов был у Ольги Александровны доклад "Фантастика как способ организации хронотопа". Поскольку я понятия не имею о правомерности термина хронотоп где-либо помимо этого доклада, но собираюсь активно им оперировать, остается ссылаться лишь на доклад. Будучи той самой не совсем технической, но уж точно и не гуманитарной интеллигенцией, которая "тоже читать умеет, а раз умеет (делается вывод), то в состоянии о прочитанном грамотно высказаться"(с), я займусь наивным литературоведением, воспетым Серой Коалой в рецензии на книгу Чигиринской же :-)
Мне положительно стоит отучиться писать вступления... "Хронотоп - это художественный образ места и времени". Насколько мне удалось понять это определение, имеются в виду не только и не столько "декорации", не только даты, костюм и пейзаж, но и прежде всего - логика повествования, некие универсалии, сообразно которым развивается сюжет. Не только набор внешних черт мира, но и его законы, правила авторской игры.
Ну, о моем региональном филиале старейшего фандома Европы потенциальные читатели, надеюсь, осведомлены более, чем о Чигиринской:) Каков, на мой взгляд, хронотоп "Шерлока"? Наш мир и век во всем за вычетом одного литературного персонажа, формально - реалистичный. По факту - изрядно бредовый (и я говорю это с нежностью), приправленный гипертрофированной, вычурной изобретательностью человеческого ума. Ни один мастермайнд, будь он хоть трижды психопатом, не стал бы в реальности разыгрывать столь сложную (скорее просто физически неосуществимую) игру с взрываемыми заложниками. Мориарти - Трикстер и Тень в смысле архетипов в гораздо большей степени, чем в смысле психологии реальной личности. Сферический серийный маньяк(с) на постоянной ставке, сферическая femme fatale т.д. Все это в обилии наличествовало и у сэра Артура (представляете себе реального мафиозо, рассылающего письма с пляшущими человечками?), а у Моффиссов на канон накладывается еще и философия постмодернизма, и постмодернистский же метод. Но это уже тема куда более глобального разговора. При этом правят балом Ее величество Логика (дедукция или индукция - тоже преувеличенная, но вне зависимости от - впечатляющая) и простые человеческие движения души.[Очень простые, тоже архетипичные]"Моффат всегда пишет про настоящих людей (...) Не идеальных, но при этом очень... как бы это сказать... больших. У него нет человечков и человечишек (которых, например, очень любят всякие режиссеры всякого артхауса, где за полтора часа фильма на экране не появляется никого, кроме убогих мудаков). У него всегда Люди (...) Подвиг по-моффатовски - это никогда не "спасти Вселенную" и не "порубить на вермишель тридцать террористов". Это всегда большой настоящий человеческий поступок. Спасти того, кого хотел убить, ждать долгие годы, пожертвовать собой, оставаться верным... какие-то такие вещи, если вы понимаете, о чем я" (с; Crazycoyote).
И вот мы наконец-таки доходим до заявленной проблемы *бьет себя по рукам, чтобы не начать разбирать идеологию фанфикшна как таковую*. Я первые года 1,5 своего разночтения терпеть не могла категорию АУ и принципиально такие тексты не читала, не умея толком сформулировать, почему. На самом деле все очень просто: когда автор перекидывает на героев иной "сеттинг" - свой собственный или декорации, взятые из произвольно выбранного произведения для кроссовера, - он рискует напрочь сменить героям хронотоп с вышеописанного на нечто принципиально другое. А меж тем этот образ места-времени у меня по степени важности хоть и занимает второе место после характеров самих героев, сердцу весьма небезразличен, да и характеры он в известной степени определяет. "Шерлок Холмс, - пишет некто в аннотации к своему опусу, - в этом мире никогда не был сыщиком, и дар у него совершенно иной," - Простите, а за каким лешим мне такой Шерлок Холмс? И по этой же причине мне легче принять, скажем, идею осознания Джоном и Шерлоком той самой близости своего отношения друг к другу, о которой упоминала в предыдущем посте)), в реалиях современной Британии, чем скачущих по улицам Лондона единорогов (и почти с точностью до наоборот обстоит дело с фанфиками по Профессору - Эомер-мужеложец, который ведет личный дневник, обнаруженный на заре туманной юности, был фееричен, до сих пор нервно хихикаю). И по этой же причине я всегда протестовала против столь популярного в народе Хулока (как бы оба сериала смотрят одни и те же люди, и г-н Моффат как-то сказал, что он не против, потому что у него, как всем известно, отсутствует чувство меры - к счастью, оно присуще другим членам обеих съемочных групп...) Бредовость "Шерлока" и бредовость "Доктора" (даже в исполнении г-на Моффата))) - это, господа-хорошие, две очень разные бредовости! И, я могу, конечно, ошибаться, но, на мой взгляд, присутствие второй из них напрочь обесценило бы гений насквозь рационального Холмса: если прошлое, настоящее, будущее заплетены причудливым макраме, и пространственно-временной континуум каждые пять минут обваливается кусками - какой уж тут к чертям дедуктивный метод.
Итак, написать кроссовер большой красивой вещи - такой, как "Шерлок" или Арда Толкина, - с другой вещью, тоже скорее всего большой и красивой, но имеющей свои законы, перенести героев в чуждые им космос/средние века/фашистский концлагерь (да, есть и такое)/мир "меча и магии", не растеряв при этом все то, что делает их узнаваемыми и любимыми - челлендж. Довольно долгое время я полагала, что это вовсе невозможно. Хотя, по сути, правильное решение сей творческой задачи прямо следует из ее условий: оставьте Шерлоку разлюбезную его сердцу Науку Дедукцию и самолично изобретенную профессию вне зависимости от прямых должностных обязанностей космолетчика/солдата/лорда, добавьте щепотку детектива и экшна по вкусу, но не увлекайтесь психоделикой)), пишите чувства и поступки яркими, чистыми цветами спектра, не бойтесь "высоких" аллюзий. Учите матчасть, нежные фиалки! - вас читает обширная категория фриков навроде меня, ценящих в фанфиках присутствие исходника, даже если они alternative, особенно если они alternative, - это высший пилотаж.
Примеры? Ох! На настоящий момент подавляющее большинство моих любимых больших текстов - АУшки. Так что обширный рек-лист я издам как-нибудь попозже и лишь по заявкам. Однако, могу проаносировать "Загадочную историю доктора Джекилла и мистера Хайда", "Эквилибриум", а также квантовую физику как психологическое обоснование слэша. Оставайтесь на нашем канале! ;-).