Доктор Кто. Часть 1. Если все это для удовольствия...
Feb 29, 2024 18:42
Долгожданный рассвет - за твоими плечами. Я ткала это солнце глухими ночами, окружённая собственными палачами.
Из надежды ткала и любви, вышивала на нем: "Позови".
Позови меня плавать твоими морями, сотвори мои руки для звёзд кораблями, обнажи мои крылья своими ветвями.
Напиши моё имя на дне Океана, в спасительном сне.
Напиши и забудь до черты невозврата. Я твоя безнадёжно родная утрата, ослепительно лунная (слышишь?) соната.
Ты меня сочинял по ночам, не сдаваясь своим палачам.
Но настала пора для иного романа. Я пишу твоё имя на дне Океана. Ты рождаешься в сердце ночного обмана.
За плечами твоими - рассвет. Я ждала его тысячу лет.
(с) Jane K. Когда-то давным-давно я встретила это стихотворение на Дайри. Помнится, подумала тогда, что если придется писать однажды об изменении прошлого из будущего, временных петлях и прочей темпоральщине (тогда я еще не знала для всего этого специального слова), то начну я именно так.
Понятия не имею, каким образом можно в 2020х рассказывать о «Докторе Кто», будучи практически неофитом. Право слово, не в ключе же «ааа! все такие ламповые и классные! Донна Ноубл лучше всех! Доктора - в президенты! - ах да, уже там был…» - и прочая в том же духе. С одной стороны - кому все это нужно? С другой - какое признание в любви без признательности и восторгов? Скиллзы эссеиста, если когда и существовали, безнадежно утрачены после двухлетнего молчания. Нижеследующее - сугубо личный опыт знакомства с одной отдельно взятой вторичной вселенной без претензий на обзор и анализ, сплошной сумбур, местами полемика с дискуссиями 5-10-летней давности. Возможно, когда-нибудь, если будем жить, я разобью все это на адекватных размеров посты, посвященные только сериям сериала или фильмографии конкретных актеров, или песням Леонарда Коэна, etc, и разбросаю по всему журналу, аки проекции Клары в таймлайне Доктора. Но пока я могу написать это лишь так, как написала.
И да, тут, видимо, будет кой-какая справочная информация навроде списков любимых серий - это сугубо для себя, чтобы каждый раз не лазить в Вики. Я бы с удовольствием пообсуждала, сколько смысловых слоев в арке «Empty Child» или кто сколько произведений читал на темы, поднятые в «The Waters of Mars», и как по-разному в них расставляются акценты.
Называть ли себя фанаткой? По внутренним ощущениям - да, той самой, которая в собственном соку. Но слишком многие под этим словом почему-то подразумевают принадлежность к фандому - и тогда, разумеется, нет. Т.е. я весьма благосклонно отношусь к фанфикам, стишкам, клипам и артам, но что касается живого общения - благодарю покорно. Фандом Доктора в личной картине мира занимал и занимает почетное третье место по токсичности (после фан-базы фигурного катания и русского балета, конечно). К тому же, я всегда дотошно изучаю контент, который любим, но в данном случае совершенно некомпетентна на олдскульную половину лора, и пока как-то не тянет.
Итак, все всё знают. Про национальное достояние - знают. Про самую гениальную формулу успеха на телевиденье - знают (считая регенерацию - две формулы). Про время, место и жанры, ограниченные лишь воображением, все тоже давным-давно знают. От себя хочу добавить еще один принцип, спорный, но лично для меня на интуитивном уровне совершенно очевидный. Это обратная сторона пресловутой творческой свободы и гибкости лора: все когда-либо снятое, написанное, поставленное на радио или на сцене по Доктору - может считаться и кем-то непременно считаться будет - частью канона. Безусловных авторитетов и четких границ здесь нет. Возможно ли считать таковыми элементарные соображения драматургии, здравого смысла и человеколюбия, мы поговорим в наших следующих выпусках в блоге nel6, stay tuned.
Надеюсь, все также осведомлены о сложной и полной превратностей судьбе сериала: с его мультинациональной и мультигендерной командой, премьерой в день убийства Кеннеди, о 7-летних творческих метаниях после ухода Четвертого Доктора, окончившихся закрытием проекта в 1989, о неудачной попытке перезапуска в 1996 и удачной - в 2005, приведшей к канонизации РТД, о Стивене Моффате, перекрасившем далеков, о Крисе Чибнелле, вновь приведшим шоу на порог краха, воплях «Рассел, вернись, мы все уронили!»… ну и так далее.
*Тоном Гендальфа Белого* я фанатка ньюскула 2005 - 2017 лет. И некоторого количества инфы «по краям» этого отрезка. В этих пределах свободно оперирую номерами Докторов, сезонов, серий, сюжетами и цитатами. Для всех, чья голова устроена иначе, и кто вовсе не обязан помнить все эти дурацкие цифры, я сделаю так:
Эпоха Рассела Т. Дэвиса: Девятый Доктор (Кристофер Экклстон) сезон 1, Роуз Тайлер (Билли Пайпер), Джек Харкнесс (Джон Барроумен) Десятый Доктор (Дэвид Теннант) сезон 2, Роуз сезон 3, Марта Джонс (Фрима Атгеман) сезон 4, Донна Ноубл (Кэтрин Тейт)
Эпоха Стивены Моффата: Одиннадцатый Доктор (Мэтт Смит) сезон 5, Эми Понд (Карен Гиллан), Рори Уильямс (Артур Дарвилл) сезон 6, Эми, Рори, Ривер Сонг (Алекс Кингстон) сезон 7.1, Эми, Рори сезон 7.2, Клара Освальд (Дженна Коулман) Двенадцатый Доктор (Питер Капальди) сезон 8, Клара сезон 9, Клара сезон 10, Билл Поттс (Перл Маки), Нардол (Мэтт Лукас)
Практика показывает, что когда начинается обсуждение, люди натурально начинают путаться как минимум в спутниках и путать своих оппонентов. Помнится, как-то раз Елена Михалкова умудрилась поименовать Розу Тайлер реальной американской активисткой Розой Паркс, однажды появлявшейся в сериале (к этому посту мы еще вернемся). Ну а расписывать кого-то еще, Мастеров к примеру или рождественские выпуски, уже не осилю - в трудной ситуации гуглитеJ
[Шедевральный американский опус 1996 года]Шедевральный американский опус 1996 года я тоже смотрела. Это как если бы Командер Спок (а мать Доктора - землянка, вы не знали?) сошел с ума, напялил бы викторианский сюртук и замутил с демо-версией агента Скалли. А еще там участвует натуральный мозговой слизень из «Похитителей тел». В роли Мастера, представьте. Но Пол МакГанн расцвел совершенно чудесным Восьмым Доктором. Собственно, он им и остался, хотя по большей части за пределами телевизионной версии. Как минимум, по вышеозначенному принципу, РТД признал его наличие в таймлайне (без сомнительной родословной, спасибо и на том). А фикратерская тусовка признала наличие интрижки с квази-Скалли (в каждом фичке, содержащем вопрос «Доктор, когда у тебя в последний раз было?», следует отсылка к этому отрезку биографииJ)
РТД привнес во вселенную сериала приметы нового времени, как то новый общепринятый формат серий и сюжетных арок, клифф-хангеры, эпические битвы, закрывающие сезоны. По отношению к лору главной его заслугой (и именно заслугой) я считаю разрубленный гордиев узел сложных, запутанных и явно болезненных взаимоотношений Доктора с родиной вообще и правящей верхушкой Галлифрея в частности. То судили они его за вмешательство в земную историю, то наоборот на Землю в ссылку отправляли… - РТД исключил Галлифрей из реальности руками Доктора, на порядок усложнив жизнь психологию Персонажа и повысив градус драматического накала (в этом чувствуется зрительское его отношение к Рассилону и Ко в олдскуле, с которым трудно не согласиться, но да, 2.047.000.000 детей были не виноваты). Единственна критика в адрес Рассела как шоураннера «Доктора» (ранее 2023 года), которую я в принципе видела своими глазами, исходила от фаната олдскула и заключалась в том, что на месте развеселых приключений придурка в будке, бороздящего просторы Вселенной без особого целеполагания и глубинных переживаний, он развел античную трагедь непременно вселенских масштабов с перманентными утратами и дырами в пространственно-временном континууме.
Мне не с чем сравнивать, полюбила я именно эту «трагедь» и совершенно точно не смогла бы при любой тональности сериала смотреть на тысячелетнее божество с человеческими сердцами и страстями как-то весело и легкомысленно. Тем паче - на взаимоотношения его с моими сопланетниками и современниками. В «Школьном воссоединении» прекрасная как рассвет Сара Джейн проговаривает эту простенькую мысль словами через рот. Нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Нельзя просто взять и вернуться в реальность, из которой ты продолбалась не хрен знает сколько лет своей жизни, с благоприобретенным багажом знаний и печалей (комментарий про пользу чтения Толкина в среднем школьном возрасте опущен). Ну и нельзя просто так взять и проститься с ним, не искалечившись в процессе, да. А люди вокруг, люди, бежавшие вместе - они просто гибнут, оказываясь рядом (да, хорошая сцена в финале четвертого сезона, где они перечислены покадрово). «Доктор Кто», возможно, и эскапистское шоу. Наверное, эскапистское отчасти. Но это тот самый случай, когда «если все это - для удовольствия, может, сразу об стенку бошкой?»(с)
Рассуждая так, мы, разумеется, держим в голове, что за Дэвисом пришел Моффат, и на его фоне весь этот трагизм - лужок с ромашками (хотя бы потому, что Моффат не ограничился однократным злорадством Давроса - он начал говорить о последствиях словами через рот, много). У РТД все было просто - по одному слову на сезон для создания чего-то вроде больших арок, но очень… ненавязчивых, назовем это так. Если глупость - то до маразма, если смех - то до колик, если слезы - то навзрыд. Он воскресил сайбер-менов и далеков, что никогда меня особо не бесило и редко даже раздражало, потому что как фанат - фаната, я понимала: ему это важно. А на рептилоидах в кигуруми глаз отдыхает от ненавистной зеленой тряпки. Я слишком много знала заранее об этом шоу, чтобы не смириться заранее же с монстрами, собранными прямо в павильоне из подручного мусора с помощью киянки и такой-то матери. Да и с сюжетами, написанными там же и таким же манером, чего уж. Нет, пердящие инопланетяне, захватившие Парламент, меня не смущали.
И еще я слишком много знала заранее, чтобы ожидать от DW, гм, романтики. Помнится, выше помянутая коротенькая заметка Михалковой открыла ящик Пандоры - а оттуда кааак польется! Все девы люди наперебой начали объективизировать самих Докторов, искать им самых обаятельных и привлекательных спутниц и себя со спутницами ассоциировать. К чести их стоит сказать, что в итоге все сошлись на том, что самый сексапильный герой сериала, конечно же[он] . Но я еще долго потом возмущалась и недоумевала - разве с Докторами так можно! НЕТЪ! - я с самого начала шла к ним за драматической игрой!
Тут стоит сказать, что шла я тогда на Теннанта, который был для меня Ричард II, и трех актеров, которые были лицами на фоточках из интернета (нешликабельны - установила я, и на этом успокоилась, в конце концов, они все были британскими актерами, т.е. вообще не про это). Это уже потом были фантазии об Экклстоне в роли Стюарта Джонса (во время оно могло стать правдой), Королева-уже-не-Девственница Елизавета, Мата Хари, взгляды Капальди на Кингстон… Это уже потом. На самом деле, я получила то, о чем не мечтала ни в одном сладостном кошмаре, магию, мафию и шизофрения. Эти четверо действительно сыграли одного Персонажа - умиравшего, менявшегося, развивавшегося последовательно и логично на протяжении всех 10 сезонов - одного в четырех разных характерах и лицах.
Экклстон - с первого короткого монолога, с этой в самый первый раз зазвучавшей его мелодии в конце.
Он стоил всех далеков и сайбер-менов мира. Никогда еще я не думала о герое «да за него умереть можно!» на 18ой минуте знакомства. Вначале мне gorlinka говорила, что образы складываются по кирпичикам в каждой серии, даже проходной - я не поверила тогда. То, как РТД раскрывал Девятого в первой половине сезона - реально хорошая драма. То, как в серии «Далек» знание о Войне Времени ложится на Роуз и на нас - сурово и просто, без разрывания одежд и лишних слез. Меня, разумеется, немедленно потянуло на ассоциации со средневековой традицией и северным мужеством: «Человек делает то, что он может и что он должен, но то, что он может, оказывается недостаточным, а то, что он должен, ведет к крушению» (Ч. Кеннеди, «Антология Древнеанглийской поэзии») Воин, страшный в гневе, даже жестокий, но отрекшийся от войн и не умеющий себя простить.
Фанатки делятся на тех, кто сумел соотнести себя с Роуз и ее любят, и тех, кто не сумел, и потому активно не любят. Разумеется, лично мне она не нравится, и игра Пайпер не нравится (такие вещи следует разделять, но тут одно к одному). Но она была первой. Она отогрела его и заставила вспомнить, как жить. Ничего не имею против Джона Херта и его Военврача (слэнг ру-фандома), но все же понимают (надеюсь), что он возник в каноне сугубо потому, что Экклстон отказался в последний момент, и идея Фифтилетия чуть было не сложилась карточным домиком у Моффата в руках. В общем, следуя принципу г-на Оккама и по велению сердца, я просто в «Дне Доктора» представляю на его месте Кристофера, потому как оно именно для него и существует. Т.е. на самом деле там даже регенерации никакой не было - он просто вылетел из этого ада, толком не помня, что и как именно произошло.
Нет, естественная и ожидаемая (19 лет, как-никак) влюбленность девочки не безответна. В смысле, он для нее, конечно, отцовская фигура, которой ей всю жизнь отчаянно не хватало, а она для него - всеми силами оберегаемое малое дитя. Но если рассматривать регенерацию как процесс, индуцируемый, но не контролируемый сознанием, однако имеющий некие подсознательные предпосылки (а логика дальнейших событий и какое-то количество оговорок Таймлордов и сопричастных приводит меня именно к таким выводам), то - Дэвид выглядит даже моложе своих реальных 35ти. Нет, дорогой Доктор Войны, это не кризис среднего возраста, а кое-что иное. Я не хочу формулировать это стремление «в лоб» - как желание быть мужчиной для этой женщины, быть с ней как ее пара - но тоньше - как тягу к ее юности, желание и ее любовью выкупленное право - причаститься ей.
Но большое видится на расстоянии. Теннант - великий актер и все такое, а персонаж был создан для Экклстона - я была в этом абсолютно уверена - для его светлых, словно выцветших глаз, для его безумной улыбки и оттопыренных ушей. Это же Доктор! - он может быть только таким. Прощалась без всякого энтузиазма, говоря, что один сезон - это вообще не по-человечески, а я готова бы смотреть на него вечно.
А потом был выход Десятого - ну, тот самый, в пижаме и тапочках, и «я не даю вторых шансов». Скажите мне, что это не любовь сделала его таким - он же изнутри сияет как сверхноваяJ Сама я окончательно влюбилась на первой его встрече с Сарой Джейн. Божечки, как Теннант на нее смотрит! Не Теннант - Десятый, который ничего не забыл. Этот образ - определенно вершина и бенефис РТД как шоураннера «Доктора», а, возможно, и не только (куда там Стюарту Джонсу!). И всей тогдашней команды. Хотя, конечно, не совсем чтобы его личное достижение, я хочу сказать, что много культур, традиций и сочинительских школ на протяжении всей истории нашей цивилизации трудились над этим. Классический романтический Герой с тьмой в прошлом и разбитым сердцем. «Кинжал антикварный и древнее чувство вины»(с). Написанный будто бы самим Бардом и филигранно сыгранный выдающимся актером. Контрольный в голову.
Некий суровый фанат, несомненно, мужского пола, один раз на моей памяти решился сказать что-то в контру - что-то насчет того, что он слишком хрестоматиен, и Теннант оказал медвежью услугу всем последующим фигурантам и фандому. Упаси меня Бог с этим соглашаться. Глупо критиковать совершенство. Однако, погружаясь в зрительские мнения, примеряя уже с высоты собственного опыта чужие фильтры, осознаешь, что либо чем-то или кем-то медвежья услуга фандому таки была оказана, либо что-то там про зеркало, на которое не пеняют. Видите ли, я, опять-таки, знала заранее… в общем, я начала смотреть этот сериал как сериал о Докторе, а не историю жизни Десятого - живите с этим.
В час, когда вечерняя тень Накрывает сонную Сеть, Лучше бы куда-нибудь в плен, Потому что все уже здесь. Знаю я, что нефиг страдать - Оттого они не уйдут, Знаю я, что встречу беду Под названьем Добрая Память...
Пелось на мотив известной арии из рок-оперы «Финрод Зонг», но контекст тут, в общем-то, не существенен, потому что это старо как мир, когда за деревьями не видят леса. За последние 3 года я раз 20 прочла, что Десятый не должен был умирать надеюсь, теперь вы счастливы тупые суки! и раз 10 - что с его уходом должен был кончиться сериал, и что там Моффат снимал, уже неважно. Это последнее я вполне могу понять. Но опять же, существование сериала до Десятого не смущало, нэ? Да, я тоже не смотрела олдскула, но, ёлки! - хотя бы мельком интересовалось, про что там было. Хотя бы потому, что оба шоураннера, на этом олдскуле воспитанные, наверняка на него ссылались и имели его в виду. Или потому что 9 актеров уже вкладывались в это дело по полной - даже не знаю.
Но нет - на тонком и звонком до мурашек нездешнем Десятом сошелся свет и кончился мир. По честному, создатели тоже внесли свою лепту. Не в лице Тена, конечно - он играл, точнее, проживал то, что было написано. Но продюсеры, которые никак не могли успокоиться, но Рассел, который снял ПЯТЬ спэшлов, последний двухсерийный (надеюсь, его заставили) и «умирал» Десятого две последние арки к ряду… Он так старался, что его драматургия вынесла фанатов (даже тех, что искренне не считали себя таковыми) куда-то за пределы сериала и всякого разумного трагизма. Хочу, чтобы это держали в голове все, кто обвиняет Моффата в слишком авторском подходе и фикрайтерстве. А «Конец Времени» пусть хорошенько вспомнят те, кто обвиняет его в нагромождении бреда. «Воды Марса» - лучший сценарий самого РТД насколько он, конечно, принадлежит РТД, а не Филу Форду, как-то мало верится в его авторство, потому что сразу за «Водами» он создал ЭТО. Что происходит в серии? Какой глубинный смысл в 7 млрд. Мастеров и Симме в розовом платье? Зачем Доктору десантировать на место событий из стратосферы и почему он не чувствует никакого недомогания уже после этого жесткого приземления?
Я хочу сказать, что собственно то, ради чего затевался весь этот цирк с конями, длится от силы последние минут 20 - это если считать с эпилогом. Прощальный удар РТД по совести Доктора и всем его добрым намерениям (потому что, если кто не понял, герою ради спасения Вселенной приходится повторно запихать родную планету туда, откуда она попыталась вылезти,- одного раза было недостаточно). Уилфред прекрасен. Та женщина, про которую любой нормальный человек подумает, что мать (фанаты олдскула еще вспоминают Роману) - прекрасна. Переглядки с Мастером прекрасны как никогда. Тоже чей-то ОТП. Вес-все-все в восхищении! Спасибо, РТД, чо.
И раз уж я об ОТП упомянула, пройдемся по спутникам. Роуз - нежнейшая привязанность без будущего. Простите, но их отношения изначально столь неравные, что смешно думать в эту сторону. Я понимаю, я сама шиппер, а землянам априори до Доктора как до звезды небесной но некоторые это осознают сами, а некоторые - нет но 19-летняя девочка «с района», мечтающая о детях и ипотеке - «еще более худший» вариант. Я повторяю, их влечение было взаимно - это вас не Рассел троллит, это Доктору нельзя произносить «я люблю тебя» из элементарных соображений драматургии, как собственное имя, нельзя оставлять «якорей». Но это безнадежно. В «Судном дне» я даже не заплакала, потому что сценарист очень хотел выжать из меня слезы. Предпочитаю короткий финал первого сезона второму, размазанному по той стеночке, за которую Десятый держится. И можно я не буду про Метакризис? - это топ самых убогих и идиотских ходов РТД и вообще мерзко по отношению к героине. Вот улыбка в финале «Конца времени» - мгновенный фотоснимок на память - это было здорово, лучшая сцена Пайпер, на мой вкус.
В Марте мне нравится, что она моя коллегаJ и профессионал притом - очень люблю профессионализм. Но не нравится, что она с какого-то дуба решила, что должна стать герлфрендой Доктора, и сама же обижается, что никак не выходит. Как будто он давал повод, как будто не предупреждал, что целует сугубо по оперативной необходимости. Или у него приворотное зелье в поцелуе? - да вроде, нет. Арки у них, меж тем, были замечательные, и финал третьего сезона мне по душе. И она легко отделалась, да, чего не скажешь о Донне.
На Донне у меня кончаются все эпитеты. И дело тут не только в том, что Кэтрин Тейт актриса сопоставимого с Теннантом калибра. Скорее в том, что второй молодости секретарше из Чизвика совершенно не интересны все эти амурные глупости - Док не в ее вкусе, а идея «контактов шестого рода» кажется криповой сама по себе. И слава всем святым! Потому что она становится - другом. Настоящим, без недомолвок, на равных. Это та динамика, которой я ждала от начала сериала! Просто два неудачника, нашедших друг друга, и шатающихся вместе по Вселенной. С его безумным гением, с ее житейской мудростью и глупыми мечтами. Меня пронзительно торкает короткая совершенно ни для чего неважная сцена в финале «Полуночи» - когда он, вернувшись, входит в зал, а она (видимо, уже наслышана) молча подходит и обнимает.
Донна бросается в водоворот событий и жертвует собой не потому, что не успевает подумать и не верит в свою смертность, как это бывает в юности, а потому только, что очень хороший и мужественный человек. И, черт возьми, она имеет право знать об этом! Люблю поговорить за архетипы и даже клише, если они грамотно отыграны. Истории спутников Доктора, по условиям задачи, пронизаны трагизмом, но все они имеют смысл - это квест, инициация, обретение утерянной части себя и новых смыслов. Пусть остаток жизни человек и будет жаловаться луне, он все равно станет лучшей и более полной версией себя. А так, что героиня путешествовала, многое узнала и поняла, совершила подвиги, заплатила плату, получила награду - и все забыла - это бессмыслица.
Про Джека надеюсь написать отдельно, потому что там еще целый спин-офф, который я имела неосторожность посмотреть. Но кэп заслуживает всей любви мира.
Самые любимые серии эпохи РТД: «Пустой ребенок»/«Доктор танцует» - первый моффатский сценарий, принесший сериалу «Эмми» (2006), «Девочка в камине» - второй моффатский сценарий, принесший сериалу «Эмми» (2007), «Не моргай» - третий моффатский сценарий, принесший сериалу «Эмми» (2008), «Тишина в библиотеке»/«Лес мертвецов» - моффатский сценарий, лишь по недоразумению не принесший сериалу «Эмми»… Ладно-ладно: «Злой волк»/ «Пути расходятся» (Рассел Т. Дэвис), «Невозможная планета»/«Темница дьявола» (Мэтт Джонс), «Пробка» (Рассел Т. Дэвис), «Человеческая природа»/«Семья Крови» (Пол Корнелл), «Утопия»/«Барабанная дробь»/«Последний Повелитель Времени» (Рассел Т. Дэвис) и, пожалуй, весь четвертый сезон целиком кроме заключительной серии финальной арки (Рассел Т. Дэвис, Джеймс Моран, Кит Темпл, Стивен Гринхорн, Гарет Робертс). Порог глупости там все-таки превышен во много раз, а в остальных все шероховатости компенсируются тандемом Десятого и Донны, и даже традиционная срединная арка сезона про инопланетное вторжение интересная. И «Воды Марса», конечно (Рассел Т. Дэвис и Фил Форд) - «Хьюго» 2010.
Как бы ни было, это было славное время для сериала, для фандома и три чудесные недели ми-ми-мишек и а-ня-няк для меня.
Народ мой, этот пост поделен на три части не по смыслу, а только из опасений, что в один мое красноречие таки не влезет. Эпигарф - он общий, а общаться, при всем моем, я предпочла бы в финальной части. Так что потерпите несколько часов, плиз, не комментите тут. Скиллзы, как я и сказала, утеряны, поститься оно все будет мееедленно.