Необходимое вступление

May 11, 2021 21:46

Май - моя девятая уже годовщина в жж и самое время, чтобы подвести кой-какие итоги «года вне времени» - 4 месяца ушли только на реабилитацию от.

Диссер - собственно, главная причина моего состояния на выходе. Никогда больше. ДокУмента, подтверждающего степень, все еще нет (это нормально), но уверенности прибавилось. Бла-бла-бла-братец Карантин-бла, опустим эту часть, к тому же, у меня сейчас, как у nel6, тут будет сплошной кино-блог, теле-блог, если угодно. Сузим фокус до сугубо личных наработок и из них возьмем лишь одну - как Дева закрывала старые гештальты.

Сериалы - романы нашего времени, то, что пристало знать и обсуждать в приличном обществе, в некоторых его «пузырях» как минимум, в частности, в моем. Но современная социальная эволюция и развитие информационной среды - тема отдельного разговора куда более компетентных людей. Так вот: романы - длинные, разноуровневые, но связные истории. С тем или иным количеством ответвлений.

Все мое поколение необратимо травмировано мыльными операми в детстве - факт. Нынешний самый ходовой формат - 8-10 серий на сезон, по одному сезону в год, в общей сложности 2-5 сезонов - тому неоспоримое свидетельство. Оригиналы, отдающие предпочтение дорамам или турецкому кинематографу, суть исключение, подтверждающие правило. Однако, будучи мелкой, я тоже слыла оригиналом - выбирала лишь жанровые вещи, но - долгие, с арками, твистами, разочарованиями и бесконечным напряжением. С тех пор совершенно не боюсь мета-сюжета. Т.е., маленькие законченные новеллы - тоже отлично, мне вообще трудно представить повествование, скажем, из 50 эпизодов полностью «вертикальным». Честно говоря, не очень понимаю слово филлер и не умею его использовать - это определение всего, что не подходит вплотную к некой большой арке сюжета, или же оценочное суждение о контенте?:) К тому же, недавно видела вещи, совершенно не подходящие ни к каким аркам, так что сидишь ты такой расслабленный, смотришь отвлеченную милую историю, а за пять минут до конца тебя бьют под дых какой-нибудь деталью либо требующей немедленного объяснения в рамках магистральной линии, либо вселяющей опасения, либо отбрасывающей к арке предыдущей и раскрывающей персонажей так, гм… исчерпывающе, как тебе навряд ли хотелось - вот это филлеры или что-то другое? Для меня и короткие, и «арочные» с отсылками истории одинаково хороши - были бы написаны грамотно. Просто романным сюжетом я всегда была способна увлечься и проникнуться очень глубоко - так, как невозможно и бессмысленно проникнуться «сборником».

Когда сериал заявлялся не как мелодрама, а как космоопера, детектив et cetera, я умела быть преданной и смотрела с завидным азартом. Сверстники не понимали, советские обозреватели по инерции звали теле-мылом, а я любила. Ну… или не знала ничего другого.

В 14 лет любовь эта кончилась (о том, каким образом, речь в следующем посте), со свойственной возрасту серьезностью и категоричностью, я посчитала, что уже слишком взрослая для сериалов, аминь. Единственная моя подростковая идея о себе, с которой удалось прожить 12 лет. А потом одним телефонным разговором tatiju втянула меня в безобразие под названием True Blood - это был очень отвязный и веселый сериалец производства HBO про современных вампиров в Северной Луизиане, последовательно прошедшийся по всем сексуальным кинкам, с ними связанным, этакая Энн Райс с бдэкджеком и шлюхами. Потом он превратился в розовые сопли, и мы обе бросили, были очень саркастичны и обижены, да.

Меня пытались подсадить на «Игру Престолов», но, к счастью, не сумели, а в январе 2012 появилась все та же tatiju с еще одним разговором, по итогам которого я приземлилась в ее комнате за просмотром «Этюда в розовых тонах». Я думала, это просто смешной сериальчик с классными диалогами, а оказалось - судьба. Но эту часть общеизвестных банальностей мы также опустим, дело лишь в том, что сериал в 13 эпизодов длился 7 лет, хиатусы шли за доп. сезоны, так что «Шерлока» с трудом назовешь малой формой.

Где-то там, в межсезонье имела все шансы начать смотреть оригинальный «Звездный путь» Роттенберри, но, опять-таки, к счастью, Бог миловал. После 4 сезона (и «Логана», ощутимо протащившего меня по песочку) я хваталась за многое. Жемчужина этого времени - «Война цветов», увы, единственная в своем роде японская историческая драма, всего в 37 серий, с плеядой блистательных театральных актеров, совершенно не рассчитанная на западного зрителя и уже этим невыразимо прекрасная. До сих пор очень ее люблю, но делиться любовью было не с кем, и такой приятный опыт я, разумеется, считала невоспроизводимым с чем-то более общедоступным и признанным. Зато в 2018, вновь вопреки всем снобским замашкам, наткнулась на американских Queer as Folk, 83 серии которых пересмотрела кусками и целиком раза 4 подряд (знаю, знаю). Словом, я оттаяла, побросала все свои предрассудки относительно длинных романов (и к тому же, влюбилась).

Это, разумеется, не значит, что в наше-то время, с нашей-то загруженностью и темпами я бы стала искать чего-то долгого, тем более эмоционально-затратного, эпичного, драматичного, душервательного и проч., и проч. Не говоря о том, что после «Шерлока» у меня завелись предрассудки новые, не менее живучие (о них тоже читайте в следующих выпусках нашего альманаха). Теперь покончено и с ними - я нынче гордо держу голову и именую себя зрителем без предрассудков)), но вовсе не собираюсь в честь этого бросаться в пучины. 8-10 серий, 2 сезона, раз в год - мне отлично подходит!

И уж тем более не из-за этих метаморфоз я затевала возвращение к истокам и путешествие по волнам памяти имени Карантина. Да я вообще ничего не затевала! Все это вышло совершенно случайно.

Тем не менее, опытным путем было выяснено, что старая любовь не стареет, моему сердцу все те же 14 лет, переобуваться и «разлюблять» кого бы то ни было нет никакой необходимости. И еще я открыла для себя несколько простых истин относительно романов нашего времени, ради которых этот вступительный пост и затевался (вот дальше будет очень банально, но этого никак не опустить).

Итак, откровения наивной Девы. Во-первых, скажу так: всем сериалам сразу и фатально не везет - быть сериалами, я имею в виду. В особенности тем, что как романы, а не как антологии, не говоря уже о романах именно длинных. Они же создаются не как романы классические, а скорее как письмо Дяди Федора домой, т.е. от каждого - по строчке. Актеры требуют больших гонораров, рожают, бегают на соседнюю съемочную площадку/в соседний город/штат/континент, сценаристы - все то же самое плюс у них кончаются идеи и запал, темп работы безумен, продюсеры стоят над душой, шоураннер всех ненавидит и хочет послать к чертям… А потом у него падают рейтинги, и он от отчаяния начинает вытворять с каноном такие финты, от которых отваливается все последнее. И хорошо еще, когда все это происходит от сезона к сезону, а не от серии к серии, как делали в 90ые. Даже в наше время довольно прозрачной внутренней «кухни» далеко не вся аудитория осознает, в какой мере все эти прозаические штуки, а вовсе не творческое самовыражение и соображения драматургии, определяют конечный контент.

Ну и во-вторых, уж сколько раз твердили миру: при всей… любви к фан-базе и при всем ее влиянии, не для фанатов, а для пресловутого среднестатистического гражданина, желающего приятно скоротать вечер, снимется сериал. Скажу даже - должен сниматься, иначе - беда. Эта идея не инсталлируется в фанатскую голову никогда, я сама фанат - я знаю, это несовместимые системы, тем не менее, это так. Но благодаря прошлогоднему перечитыванию-пересматриванию больших вещей своего детства я внезапно поняла, что фигуры фаната и усредненного отстраненного зрителя, эти два взгляда не обязаны исключать друг друга. Открой сердце новому, пусти поток через себя и созерцай - не пустые слова:) Подростковая романтика и максимализм - причем уже в довольно зрелые годы - лишает нас многого. Едва ли не к сединам начинаешь понимать «как это работает» и учишься наслаждаться - чужим виденьем, авторским стилем, хорошей режиссурой, наконец - оставаясь «внутри картинки», но и не держась обеими руками за выстраданный хэдканон.

Я подозревала это раньше - увы, сейчас об этом не пословоблудствовать уже: доучиваяь на последнем курсе универа, я пересматривала и переосмысляла самую большую свою детскую любовь и самую важную в моей личной вселенной - «Вавилон 5». И тогда же открыла для себя многие прекрасные вещи, которые уже не вызывали никаких вопросов в том же третьем сезоне «Шерлока» еще до всех прекрасностей про постмодернизм. С тех пор прошли другие 12 лет. То ли трижды в одну воду мне не войти, то ли время еще одного переосмысления еще не настало, так что об этом проекте у нас речи не будет. И мне немного жаль. Совсем недавно случайно узнала, что автор Майкл Страчинский с его эпизодами дважды удостаивался премии «Хьюго» за лучшее кинопроизведение малой формы и был самым титулованным фантастом на телевиденье, пока не сложил лавры перед трехкратным победителем в той же номинации (имя сценариста и сериал предлагаю угадать).

Что ж, ныне моя теория подтвердилась. Разумеется, она не значит, что принимать и наслаждаться сможешь всем, что тебе ни предложат, не значит, что принимать все - объективно полезно и здорово:) Разница между искусством и откровенным… дуракавалянием (эвфемизм, да) никуда не делась от наступления 20 века, постмодернизма и чего бы то ни было еще. У меня есть очень ограниченный круг авторов (писателей и сценаристов), от которых я согласна принять почти все, пока они остаются собою, которым я очень многое прощала (и прощу - тем, кто еще в строю). Если кому интересно, поляк Страчинский (фанатам привычней другое написание фамилии, но так вернее, на самом деле) - в их числе… А есть все остальные. Но и самые дикие идеи не повод для хэйтерства (положим, для этого специфического досуга разумных поводов попросту не существует) и, уж и подавно - для отречений от теле-романов как таковых. Я люблю сериалы и героев своего детства, я люблю длинные саги о самых простых и базовых вещах, я люблю истории хороших людей и больших поступков. Always have, always will (c)

Тут будут появляться ссылки. По ссылкам будет многабукав, фоточки, гифочки, видео - это посты любви. Мат будет тоже - такова уж всякая настоящая любовь.

КАК Я ПРОВЕЛ ЛЕТО
КАК Я ПРОВЕЛ ОСЕНЬ
КАК Я ПРОВЕЛ ЗИМУ

На самом деле под летом, осенью и зимою преимущественно подразумеваются август, ноябрь и уже года нынешнего февраль, но это частности. Если кого-то волнуют спойлеры о всемирно известных сериалах 90х-10х лет, то да - спойлеры примерно везде.

сериальное, моей фрэндленте, история болезни

Previous post Next post
Up