ДэнбраУн - кажется, принадлежащее Кэтрин Кинн определение для всех псевдокатолических вопиюще невежественных и недодуманных мистических концептов, которые начиная с 90х расподились в просто-таки диком количестве*
По причине внезапной заинтересованности темой пересмотрела на днях "Константина", который киноадаптация 2005 года с Ривзом и Суинтон. Со времен премьеры впечатление отнюдь не улучшилось. До чего же унылая безрадостная хересь! Католику или православному, примерно хотя бы представляющим что они исповедуют (да еще, не приведи Господь, с критическим складом ума), смотреть на это без кровавых слез практически невозможно. Ну, право слово, как можно выносить подобные пассажи:
- Иисус умер не от того, что Его распяли, а от того, что сотник пронзил Его копьем. - Я в курсе - я же католичка!
Угу, такая же католичка, как те массоны, что это выдумали, и пресловутый Дэн Браун, выдающий сию идею на-гора как нечто охрененно новое... Или наблюдать, как Джон Константин совершает экзорцизм посредством битья бесовской морды или пытает демона разрешающей молитвой, в конце припечатывая фразой типа "Вообще-то для прощения нужно раскаяние!" - и пошел! Наверно, было бы смешно, не будь оно все так бездарно сыграно и снято. На одну Тильду стоит смотреть в этом фильме - вот она, вне всяких сомнений, божественна.
...В отличие от своего персонажа (коего, я считаю, бессмысленно именовать иначе чем "Габи"), вызывающего все те же слезы и зубную боль. По-моему, этим образом многие вдохновились со времен премьеры. Ангелы современной массовой культуры - это не вестники, собственно, дословно, не посланцы и даже не воинство Божие. Вовсе нет, ангелы - это такие существа, у которых - крылья и очень плохо с головой. Которые с упорством, достойнм лучшего приминения норовят устроить армагеддец всем людям доброй воли, чаще всего - вполне буквально. Это реально какая-то нездоровая фиксация у граждан - от третьесортного ужастика, который даже не стесняется назваться "Легионом" (вы трейлер посмотрите - это вообще no comments), до, я извиняюсь, Тэда Чана.
* * *
*Что до ацццкого трэша и откровенной сатиры на христианство... Как сказано в фильме, являющем ярчайщий пример такой сатиры, "компания уважает благородных утконосов" - вот так и я уважаю циников, способных снять/написать талантливую циничную сатиру. Но сатира на христианство снимается/пишится, как правило, все же не теми, кто часто залядывал в Катехизис. Критиковать же что-либо, исходя из весьма кривого понимания этого чего-то - ну... мудрый не кичится невежеством, да.
Ну а теперь - о том, к чему я эту бурду, собственно, вдруг возжелала освежить в памяти.
Я пала, други мои, я пала низко))) Впрочем, было наивно полагать, что со своим уже почти полуторагодичным страстным увлечением всем японским я не приду однажды к анимэ...
Т.е., вы не подумайте, когда-то я была нормальной 10-летней девочкой, смотревшей "Сэйлор-мун" и "Кенди-Кенди" по каналу "2 х 2" :) Но это было со мною в жизни до "Могилы светлячков", до полета Белого Дракона и вальса, под который Софи и Хаул шагают по воздуху, до акварелей Исао Такахаты и поездов Синкая, до эссе Чигиринской "Этика Эльфленда". А в жизни после понятие "японская анимация" несло в себе совершенно иные смыслы, и от манговской эстетики сводило скулы.
Ну и на днях ноосфера вновь покарала меня за неуместный снобизм в отношении комиксов и их аналогов. Спасибо тебе, дорогая ноосфера! На самом деле, я бесконечно благодарназа то, что мое "боевое крещение" в этой жизни состоялось именно так.
Сериал называется "Темный дворецкий" и на первый взгляд предсталяет собой ассорти из всего, чем я так возмущалась выше. Демоны, ангелы, сделка о продаже души... японский дэнбраун с действием, перенесенным в викторианскую Англию... Страшно? - а вот не смотрите на ночь глядя фанвидио под Канцлера Ги, не повторяйте моих ошибок. Мне тоже было страшно, но история повествует о сложных отношениях 12-летнего (sic!) Фауста с его личным Мефистофелем, а сложные отношения сложных людей (в широком смысле) для меня - что валерьянка для кошки. И я не устояла. Что же в итоге?
[Спойлеры]Ходит по Лондону мальчик в коротких штанишках но в цилиндре, с тростью и нарезным огнестрелом и радикально избавляет город от зарвавшихся преступных элементов. "Цепной пес Ее величества" - секрктный агент и следователь по особым поручением, да, двенадцати лет. А вместе с ним ходит высокий юноша в черном и в шелковых белых перчатках. И представляется его дворецким.
Я действительно искренне уважаю дикий трэш и когда люди сами прутся от своей работы и идей - это всегда видно. У мрачного жнеца - бензопила вместо косы, а сам он запал на демона-дворецкого и косплеит 15-летнюю фанатку, Джек Потрошитель - женщина, Собака Баскервиля в волнении обращается тощим парнем, но вести себя продолжает по-собачьи, заикающаяся горничная оказывается элитным снайпером, а Титаник топят полчища ходячих мертвецов... Перечисление сортов чая и кондитерских изысков занимает столько времени, что около трети оригинальной звуковой дорожки проговаривается по-английски, и кто-то из сценаристов определенно фапает на фразу "yes, My Lord!".
Раньше я думала, что воспринимать этот... национальный юмор в принципе не способна, ибо фэйспалм к лицу прирастет раньше, чем станет смешно. Говоря на читоту, викторианская Англия и сама-то по себе видится мне диким трэшем, без всякого дэнбрауна и японского юмора. Но анимэ все переливается, искрит, шваркает электростатическими разрядами - и при этом совершенно не сквикает!
Я повторяю, это мой первый опыт во взрослой жизни, и все же позволю себе вынести суждение - с высоты фан-клуба Миядзаки - для анимэ прорисовка просто отличная. Саундтрек... вполне отражает дух всего этого безобразия. Детализация и продуманность вселенной на высоте. Логических ляпов там, конечно, чуть более, чем дофига, но благодаря композиции и динамике действия они практически нечувствиетльны. Для зрителей навроде меня, которых кинкают всякие фонетические и лингвистические мелочи, есть свои пасхалки.
...И все-таки более всего меня в "Дворецком" пленило иное. Я совершенно не ожидала. насколько эта адаптация манги, совершенно недетская, может оказаться сдержанной, целомудренной, если угодно, во всем начиная с балансировки межличностных связок персонажей и кончая способом демонстрации насилия, которого там с очевидностью очень немало.
И уж совсем в последнюю очередь я могла бы подумать, насколько вот это вот... про сложные отношения людей и нелюдей, про недалеких дальневосточных потомков "Габи" - ангелов, похожих на бесов, - про невгребенную крутость нечистой силы, про демонов, похожих на ангелов-хранителей, с непременной, казалось бы романтизацией зла, которая с полпинка появляется в самом рациональном сеттинге, а уж в мистическом псевдохристианском и вовсе непреложна - в сеттинге, созданном людьми иной культуры, которые в отличие от европейских дэнбраунов, действительно вовсе не обязаны разбираться... Насколько все это может оказаться в итоге ортодоксальным. Удивительно.
После "Книги цирка" вообще чувство фантастическое. Это, по идее, финал-дискатастрофа, в противоположность эвкатастрофе - он не должен вызывать никаких положительных эмоций. Но как ни парадксально, он окатывает на удивление свежей волной - причем именно потому, что - такой. Найди авторы безболезненный, безопасный выход из патовой ситуации - был бы еще одиин дэнбраун. Но та жесткая, предельно честная позиция, на которую они встают во всех трех сезонах, никаким образом не подслащенная реальность падения - моментально открывает перспективу и простор.
Это уже потом ты можешь додумать, доверить, провести героев по краю бездны и вывести к свету. Перебалансировать эмоциональные связи. Написать соулмэйт (впервые текст этого жанра не напомнил мне старую шутку "у него две ноги, у меня две ноги - это судьба"). На то и существует АО3, на котором ты можешь потом просидеть полночи. Однако чтобы все этого стало возможным - старая затертая истина - оригиналу необходима последняя точка и обрезанные концы. Тот самый разрушенный мост.
Словом, я покорена детищем этих сумасшедших художников и сценаристов манги. Они - понимают.