Тимофеева И. Н. Что и как читать Вашему ребенку от года до десяти. Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением. - СПб.: 2000. - 512 с.
Аннотация:
Как приохотить ребенка к чтению? Как использовать детскую литературу для развития ума, нравственности и чувства прекрасного? На эти вопросы отвечают очерки энциклопедии, предлагая для младшего возраста уникальный круг чтения художественной и научно-познавательной литературы.
Книга адресована родителям, может быть полезна учителям, библиотекарям, воспитателям детских садов, а также преподавателям и студентам педагогических учебных заведений.
ОБ ЭТОЙ КНИГЕ И ЕЕ АВТОРЕ
Перед нами уникальное издание, которое поможет семье воспитать у детей любовь к чтению, хороший литературный вкус, познавательные интересы и способности, а также культуру чувств. Большое внимание уделяется воспитанию активной, творческой личности.
По своей сути книга является энциклопедией, потому что представляет собой справочное издание: дает систематическое изложение всех вопросов, связанных с детским чтением, и предлагает для младшего возраста универсальный круг чтения художественной и научно-познавательной литературы.
Автор, И.Н.Тимофеева научный сотрудник Российской национальной библиотеки и Петербурге, ее труды о детском чтении впитали в себя традиции бывшей Императорской и первой в России общедоступной библиотеки.
«Что читать моим детям» - так называлась работа И. Тимофеевой, вышедшая 40 лет тому назад. «Луч света в темном царстве официозной педагогики», сказал об этой книге замечательный детский поэт К. И. Чуковский. Он высоко оценил и отсутствие казенщины, столь распространенной в те годы, и язык «яркий и поэтичный», и содержательность: «при внешней легкости книга серьезна, в ее подтексте чувствуется большая культура». Похвала К. И. Чуковского стала для молодого автора благословением и напутствием.
Годы спустя вышло второе, значительно обогащенное издание под названием «Сто книг вашему ребенку», которое до сих пор пользуется большой популярностью у библиотекарей и родителей. И, наконец, перед нами третье издание - «Что и как читать Вашему ребенку от года и до десяти».
И книге представлен колоссальный литературный материал, отобранный временем и практикой семейного, домашнего чтения, а также многолетними наблюдениями автора за работой ведущих детских библиотек ряда регионов России. Она будет востребована в семье и в течение ряда лет станет формировать первоначальный круг чтения ребенка. Это произойдет потому, что пособие построено на классических произведениях детской отечественной и зарубежной литературы, а также на познавательных книгах, отражающих современный круг знаний о мире, по истории, естествознанию, технике. Очерки об этой литературе написаны концептуально, так, чтобы родители, если не найдут этих книг, могли взять аналогичные. Кроме того, широко используется реферирование и элементы хрестоматии, и родители смогут не только узнать о книгах, но и сразу прочесть или пересказать необходимые тексты (стихи, рассказы, сказки).
При отборе книг для детского чтения учитывалось все: художественная ценность, воспитательное значение, качество перевода и иллюстраций, а потому пособие может служить для книгоиздателей компасом, показывающим, что и как переиздавать.
Что касается новинок, произведений современных талантливых писателей и художников, то информацию о них можно получить в других библиографических пособиях и периодической печати, в журналах «Детская литература», «Дошкольное воспитание», «Начальная школа», «Книжное обозрение» и др. Сегодня насущно необходим путеводитель по новейшей детской литературе, в том числе и по детской периодике, но это задача уже для другого автора и другой энциклопедии.
Книга «Что и как читать Вашему ребенку» написана в русле русской национальной педагогики и развивает ее традиции по воспитанию вдумчивого чтения, что особенно важно для современной семьи, подвергающейся многочисленным информационным атакам», в условиях, когда книга вытесняется электронными СМИ, что угрожает интеллектуальному потенциалу и нравственному здоровью нации.
Теория и практика руководства чтением детей и взрослых - это наш вклад в общечеловеческую культуру, который ныне осваивается во многих странах мира.
Беседы о книгах и чтении были в XIX веке обыденным явлением. И. Тимофеевой наиболее близок фундаментальный труд X. Алчевской «Что читать народу и детям», который высоко оцепили Л. Толстой и К. Ушинский. Однако в этом издании не была разработана проблема чтения маленькиих детей, поэтому прав К. Чуковский, написавший автору: «Вы идете по целине, и нет у Вас предшественников. Честь Вам и слава!»
Работа И.Тимофеевой относится к жанру популярных художественных энциклопедий: перед нами не только путеводитель по книгам, это и эссе, и воспоминания человека, имеющего огромный читательский и жизненный опыт, и еще размышления педагога. Можно сказать и более определенно: это книга, отражающая мировоззрение автора, который сознательно с первых же страниц излагает свою систему ценностей и делает это предельно искренно и эмоционально. В позиции автора подкупает многое. Прежде всего это касается ее убежденности в том, что сегодня крайне важно поддерживать и развивать интерес ребенка к книге и чтению. Хочется разделить с автором и ее влюбленность в русскую литературу и русскую культуру, а также стремление воспитывать детей в духе христианских традиций и ценностей.
Большое достоинство книги заключается в полном отсутствии назидательности и абсолютизации собственного мнения, чем часто грешат педагогические сочинения. Автор не поучает, а просто делится своим жизненным опытом и приглашает читателей к совместным размышлениям о жизни, о детях, о счастье.
«Быстро бежит время и вот наступает пора, когда сыновья и дочери становятся взрослыми. И чем старше они станут, тем лучше будут понимать, что отец и мать дали им самое дорогое, что есть на свете: развили ум и сердце, научили быть Человеком и Гражданином». Эти слова автора характеризуют цели, во имя которых написана книга, а содержащиеся в ней советы и рекомендации под силу каждому, так как не требуют никаких материальных затрат, а только одного - труда души родителей для воспитания, а следовательно, благополучия своих детей.
Ведущие научные сотрудники
Российской национальной библиотеки
Володин Б. Ф. и Либова О. С.
Содержание попозже выложу здесь же.
----------------------------
В книге есть спорные моменты, особенно в первом разделе (когда я ее выкладывала у себя в журнале, были интересные обсуждения и даже горячие споры :)))), но тем не менее ничего подобного о детском чтении мне больше не попадалось, такого, чтобы и о процессе чтения и о восприятии ребенка, и об авторах и художниках-иллюстраторах, о стихах, сказках, познавательных книгах... Нет, отдельные статьи о чтении, об авторах или иллюстраторах, и о книгах не редкость, но чтобы все собрать в одной книге для родителей, такого нет.