Безобразные уродцы Максима Мировича. Разбор.

Jul 21, 2020 09:54



Безобразный уродец на листовке "Автоэкспорта".

Здравствуйте, коллеги! Темой сегодняшней лекции будет обещанный вчера разбор полетов на этот пост https://maxim-nm.livejournal.com/604794.html?view=211380346#t211380346.

Сразу скажу, советские автомобили -- тема не одназначная. И те, кто хочет прочитать что-то вроде "Запорожец" -- чудомашина или "Запорожец- полное гавно", будут разочарованы. Также как и те, кто хочет ответы на все вопросы сразу. И хотя я старался быть кратким, получилось много букв, потому сейчас про "Запоры", а остальное как на душу ляжет.

"Из всех легковых автомобилей, сделанных в СССР, "Запорожцы" считались наиболее убогими - и такое мнение сложилось по вполне объективным причинам. Во-первых, "Запорожцы" абсолютно всех моделей и модификаций обладали микроскопическими салонами - в которые еле-еле помещались четыре взрослых человека, причём если ваш рост был выше 180 см - вероятнее всего вы будете упираться в потолок головой."

Это явное преувеличение. Салон вполне вмещал четверых, хотя без особого комфорта. Но чтобы прямо совсем все плохо -- не было такого. Сзади не хватало места для ног, зато спереди было неплохо из-за мотора сзади. Машина была узковатой, однако в основном из-за близко придвинутых к дверцам сидений. Плюсы -- удобно установленные в сравнении с Жигулями моделей 01-011 передние сидения. Посадка была такова, что я уставал на дальних дистанциях меньше.  Ну и про 180 см -- это вранье. Мой рост 187 и до потолка еще остается не мало места. Идем дальше.





Во-вторых - любой "Запорожец" обладал крайне примитивными схемами всех узлов и в целом был низкокачественным автомобилем - плохо заводился, глох, часто ломался, был неудобен для использования, а его расположенный сзади двигатель во время езды ревел просто невероятно - подъезжающий "Зэпор" было слышно за несколько кварталов.

Примитивными нет, скорее недоработанными. Все-таки единственный советский легковой автомобиль 60-х ("Волынь" в рассчет не берем) с полностью независимой подвеской (спереди торсионы, кстати) примитивным называть как-то уж слишком громко. Что до качества, то да, оно бывало хреновым. Хотя все зависило от модели и года выпуска.  ЗАЗ-968А конца 70-х на котором ездил отец не особо докучал. Да, капризничала и воняла бензиновая печка, система охлаждения со шторками работала в жару плохо и приходилось шторки заклинивать в одном положении. Но ужасов не было. Машина выдерживала поездки на большие расстояния (до 300 км) и не разу не подвела. Мотор до капиталки прошел кстати 100 тыс. Что считалось очень хорошим результатом. С другой стороны не мало историй, когда от ремонта до ремонта "Запор" пробегал меньше 1 тыс. км. А ресурс воздушника из-за постоянного перегрева не дотягивал и до 40 тыс. Про невероятный рев  мотора -- тоже преувеличение. Хотя конечно, воздушник голосистый. Но на мой слух не более голосистый, чем у "Жука", например.

Собственно, "ушастым Запорожцем" назвалось сразу две модели этого чуда - ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968 - первый выпускался с 1966 по 1972 годы, а второй - с 1971 по 1994. Отличия у моделей были незначительные, а своё прозвище эти "Запорожцы" получили за боковые воздухозаборники для охлаждения расположенного сзади двигателя.



Где здесь "уши"?)

Сразу замечу, что в угаре Мирович попутал "ушастый" и "мыльницу".  Мыльницей называли модель 968М, которую выпускали, внимание, с 1979 года. "Ушей" у нее не было. Это халтура, Максим!

Выглядели эти "Запорожцы" как-то страшно и одновременно комично даже в ряду совковых машин - и поэтому владение ими считалось чем-то постыдным даже в позднем СССР, а в девяностые годы владельцы "Запорожцев" быстро стали героями анекдотов.



Chevrolet Corvair. Выпускался с небольшими изменениями с 1960  года по 1964 год. "Запорожец-966" рисовали явно с него.



NSU Prinz 4. Появился раньше ЗАЗ-966, но позже "Ковайра". Что как бы намекает, с чего все началось.

Спорно и явно давит на эмоции. Как по мне, не более страшно и комично, чем похожие по дизайну NSU Prinz 4 и  Chevrolet Corvair (1960 г.). Кстати именно последний, а не "Принц" был взят в качестве источника вдохновения по дизайну. Смотрим картинки и убеждаемся. И очень кратко упомяну, что Принц и ЗАЗ-966 конструктивно совсем разные. Подозрительное сходство вызвано лишь общим исходником -- Шевроле.  Что до анекдотов,  то их рассказывали и в СССР . Но насчет постыдности -- преувеличение. Автомобиль в СССР был предметом роскоши, причем любой. За ним стояли в очереди и стоил ЗАЗ-968  не мало -- около 4 тыс. рублей в конце 70-х (могу немного ошибаться, цены менялись). Для тех кто получал 100 рублей -- купить его было невозможно. Но при этом очень важно, что ЗАЗ бесплатно выдавался инвалидам. О чем Максим забыл упомянуть. Ну и кроме того, ЗАЗ шел на экспорт. Будь он совсем плох, вряд ли бы его кто-то покупал бы. Хотя конечно, экспортные модели были куда лучше машин для внутреннего рынка.

Переходим ко второй машине -- к горбатому.



Убогий ЗАЗ-965 (1961 год)



И, вероятно шикарный FIAT 600. И там и там суицидные дверцы, характерные фонарики на крыльях, похожая форма кузова и размеры.



Впрочем, на поздних дверцы перевесили нормально. В СССР не смогли...

Ещё более убогим, чем "ушастый", была предыдущая версия запорожца, который получил в народе меткое прозвище "горбатый". ЗАЗ-965 относился к классу микролитражных автомобилей - имел двигатель объёмом 0,8 литра и мощностью в 30 лошадиных сил. Несмотря на микроскопические размеры, "горбатый" считался полноценным двухдверным седаном для четырёх человек - хотя глядя на эту миниатюрную машинку, )называемую в народе также "ведром") - достаточно сложно представить, как они туда помещались.

Ну тут опять все не так просто. Легковых автомобилей в 60-х не хватало. Насколько все было запущенно можно судить по фотографиям Киева 60-х, где легковые  авто на дороге в абсолютном меньшинстве, а грузовиков -- просто валом. И тут будешь рад даже убогому "горбатому". Или звиздуй кататься на шикарном автобусе ЗиЛ-158, раз "Запор" тебе купить позор. И кстати, комфорт в ЗАЗ-965 был так себе, но спереди я размещался без мучений и головой в крышу не упирался. Про "ведро" не слышал. Может это так называли ЗАЗ в Белоруси.

Далее про моторы. Здесь тоже не просто. ЗАЗ-965 имел несколько модификаций. 23 л.с. ранний, 27 л.с. поздний. 30 л.с. в советских справочниках не встречал. Но есть в экспортных проспектах. Т.е. для обычных граждан был не особо доступен. Хотя в Википедии про него пишут так: "На модели ЗАЗ-965А в 1962-1965 годах устанавливался двигатель МеМЗ-966 с увеличенным рабочим объёмом до 887 см³, развивавший 27 л. с., а в 1966-1969 годах - МеМЗ-966А с тем же рабочим объёмом, но уже в 30 л. с." К слову объем 746 см³ был у 23 л.с. мотора. Откуда Мирович взял 800 см3 -- интересно бы узнать.



Экспортный ЗАЗ-965А "Ялта" от Конелы.

Надо сказать, что на Западе примерно в те же годы тоже выпускались малолитражные автомобили (например, французской фирмы Ситроен) - но в большинстве своём они обладали изяществом и продуманным функционалом, тогда как "горбатый" был настоящим убожеством с глохнущим и умирающим в жаркую погоду двигателем - при подъеме даже на невысокую горку "горбатый" просто глох и помимо воли хозяина начинал катиться в обратном направлении.



Двухцилиндровый FIAT-500. Годы выпуска 1957 по 1975 год. Убожество или изящество? И как тут с "функционалом"?

Здесь допущена интересная оговорка "большинство". Т.е. некое меньшинство было на уровне ЗАЗ-965 и ниже него? Интересно, к какой группе принадлежат машины FIAT?  Если сравнивать ЗАЗ-965 с источниками вдохновения -- итальянскими FIAT 500 и 600, то не искушенный читатель может сразу и не отличить их друг от друга. Так что про изящество и убожество -- очень спорно. Падение мощности и перегрев -- бывали, если машина не исправна (да в начале выпуска ЗАЗы были "сырые"), но не со всеми и не всегда. В Киеве с его горами полно было "Запоров" всех моделей и что-то я не помню, чтобы они "катились" в обратном направлении. К слову, мощность мотора 600-го FIAT 21,5-29 л.с. в зависимости от модификации. Так что и по мощности ЗАЗ-965 нельзя назвать убогим. Скорее он примерно на уровне своего итальянского аналога.

Теперь коротко про неисправности. Цитата из ВИКИ

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%90%D0%97-965

"Так или иначе, для кузова такой формы, как у «Запорожца», эта система оказалась в целом неудовлетворительной: в жаркую погоду двигатель, не имеющий существенного запаса по охлаждению, порой перегревался, что особенно усугублялось в процессе его износа, когда оребрение цилиндров покрывалось слоем масла и прилипшей к нему всё равно поступавшей в моторный отсек пыли, образуя теплоизолирующую корку (необходимость счищать которую как минимум раз в сезон была прописана в инструкции по эксплуатации - что нередко не соблюдалось), а в результате износа коленчатого вала увеличивались утечки масла из коренных подшипников и оно хуже поступало в масляный радиатор. Кроме того, даже незначительные отклонения угла опережения зажигания от нормального значения приводили к сильному перегреву и потере мощности двигателя. В отличие от моторов водяного охлаждения, двигатель «Запорожца» при длительном перегреве не «кипел», однако его мощность и тяга резко падали, а ресурс - весьма значительно сокращался."

В общем, нужно было следить за зажиганием, чистить ребра цилиндров... Ну кто этим занимался?

Кроме того, этот "Запорожец" был попросту небезопасным - из-за микроскопических размеров дверные петли пришлось навесить с другой стороны - из-за чего возникал эффект "парусности", и при случайном открытии дверей на трассе автомобиль мог просто перевернуться. Я уж молчу о том, какие последствия для пассажиров могло иметь столкновение такого микроскопического "ведра" с препятствием даже на небольшой скорости - жизненно необходимого пустого пространства внутри попросту не оставалось.



ЗАЗ-965. Бензобак спереди. Впрочем, такое встречалось и некоторых других европейских авто 50-60-х. О безопасности тогда думали мало.

Согласен. Суицидные дверцы не лучший выбор (итальянское наследие да), хотя насчет перевернуться из-за них -- такого не слышал. Итальянцы в курсе, кстати? Другое дело что "Запор" не особо хорошо управлялась из-за мотора сзади. Но фанаты наоборот считают что горбатый вполне себе ок. Теперь про лобовой удар. Интересно, что Максим не совсем представляет последствия. Видимо от незнания матчасти.  Бензобак-то находился спереди. И что могло быть при ударе, не трудно представить. Но вот размеры не сильно отличались от евромалышей, вроде "Мини", упомянутые 500 и 600 и т.д. Не думаю, что европейские и японские малыши держали  удар  лучше.

И еще. Есть расхожее мнение, что автопром СССР отставал лет на 20. Насколько это верно? Посмотрим даты выпуска. Вот  к примеру, FIAT-600 выпускался с 1955 по 1969 годы. А ЗАЗ-965 всех модификаций с 1960-го по 1969 год. Еще интереснее с FIAT-500 (1957-1975 г.). Как видим критического отставания здесь нет. Кроме того клон 600-го "Застава-750" выпускался 1955-1985 годах. Далее. 966-я модель производилась в 1966-1972 годах. Что как бы сравнимо с годами жизни NSU Prinz (1962-1973 гг.). Дальше в 70-х у автопрома СССР начинается застой и постепенно увеличивающиеся отставание. Именно тогда появилась "мыльница", эксплуатировавшая идеи еще 1960 года, и Москвич 2140 -- эдакий глубокий рестайлинг Москвича-412....

70-80-е, Италия, 50-60-е, заз, США, fiat, СССР, Германия, nsu, chevrolet

Previous post Next post
Up