Мой любимый ролик про то, чем Швеция БЫЛА.
JAS 37 Viggen
Click to view
А МОГЛА БЫ БЫТЬ ЕЩЁ БОЛЬШЕ.
Если бы не ...
Квинтэссенция интеллектуально-промышленной мощи ЛЮБОГО Государства - это Истребитель, который может выпускать Государство в режиме постоянного потока.
Таким был SAAB JAS 37 Viggen.
Первый полёт - самое начало 1968 года, на сколько я помню...
Серия - 1971 год.
Его прямой конкурент - Американский F-16 Fighting Falcon, совершивший первый полёт в январе 1974 года и вошедший в эксплуатацию в августе 1978 года. ДАЖЕ ТОГДА Ф-16 лишь боязливо внюхивался в сопло "Виггена" ибо JAS 37, отстающий от Ф-16 на целое поколение НА ТРИ ГОЛОВЫ превосходил американского "Сокола" по всем параметрам !
Лучше в манёвре на горизонталях, на вертикалях, совершеннее БРЭО, Радар, способный работать по целям на фоне подстилающей поверхности, захватывать сразу 4 цели и отсекать помехи, авионика, топливная экономичность в полтора раза выше, боевая нагрузка больше вдвое, боевой радиус - так же, многофункциональный с самого начала, превосходящий по ВПХ, садящийся и взлетающий с любой автотрассы, обслуживаемый в любом авто-гараже, заправляемый, едва ли не соляркой...
Он имел бесконечный экспортный потенциал, если бы не одно "НО"!...
Манюсенький такой, косячёк наивных Шведов...
Они поставили на нём Американский двигатель.
И Это был КОСЯК !
В полном смысле слова, ТРДД Volvo Flygmotor RM-8A - не был Американским. Шведам пришлось обратиться за помощью к американцам только потому, что собственная промышленность не была готова предоставить достаточно надёжный мотор для военных. Купив у Американцев лицензию на гражданский двухконтурный ТРДД «Пратт энд Уитни» JT8D-22, они оставили от него лишь газогенератор и первую ступень КНД. Мотор, получивший обозначение RM8A, был существенно доработан - шведские специалисты дополнительно спроектировали форсажную камеру, доведя тягу до 11 800 кгс (RM8A стал одним из наиболее мощных реактивных двигателей для своего времени), а особый сопловой аппарат (эжектор), интегрированный в аэродинамический профиль истребителя только увеличил эффективность движка.
Однако - Фатальная ошибка УЖЕ была допущена!
Ведь был и другой вариант - Двигатель от Ролс-Ройс.
Но Шведы не подумали...
А когда подписали ЖИРНЕЙШИЙ контракт с Индией на поставку 4-ёх полноценных эскадрилий "Виггенов", с перспективой расширения сотрудничества в 6-8 раз - на горизонте появились пиндосы с бумагой (договором о лицензионном производстве двигателя и его компонентов) и тупо зарубили контракт.
Они не просто зарубили Контракт. Они фактически УБИЛИ весь авиапром Швеции, закапсюлировав его в пределах самой Швеции. А вместе с ним и перспективы самой Швеции, как ВЕДУЩЕГО Государства в области передовых технологий.
У Шведов уже небыло времени на переработку проекта под другой двигатель. А потому - участь их была решена именно в тот момент.
Все последующие разработки SAAB в области авиастроения, всё более и более увязали в "отвёрточном" производстве, наполненном американскими комплектующими, которые Шведы пытались втолкнуть в собственные наработки в области конструкционной аэродинамики и систем управления.
Выбери они Английский двигатель - не было бы НИКАКИХ проблем с Индийским контрактом, потому как в то время Индийские Власти ещё были ориентированы на Англию, а сами Англичане получали бы долгосрочный профит от такой сделки, в том числе и в области обмена технологиями с Шведами, которые превосходили их в авиастроении на 2-3 головы.
Тем не менее, SAAB JAS 37 Viggen до сих пор яляется одним из самых совершенных истребителей, способным дать серъёзное сопротивление даже машинам поколения 4++.
Так, по собственной недальновидности, Человечество лишилось самого перспективного на тот момент авиаразработчика. И не известно, чем бы могла обернутся история всей авиаиндустрии Планеты, оставайся в ней Шведский фактор.
Дальше я продолжу цикл статей, посвящённых перепетиям внешних взаимоотношений между различными Государствами, обратившимися гибелью целых отраслей науки и техники для одних из них.
Следите за новостями по тэгом "полезно знать".