Сегодня пересмотрел этот фильм впервые после кинотеатра. В первый раз он вызвал у меня эстетический шок (положительный) и чуть ли не физическое ощущение асексуальности. Последнее место, где ты думаешь о сексе и сексуально реагируешь... кладбище... церковь... отчий дом... просмотр "Антихриста". Фон Триер называет фильм главным в своей жизни, он воспринимается как крик души. А творческий путь его весьма интересен.
Я до сих пор не могу отойти от просмотра его дипломной работы "Картины Освобождения". Это потрясающий по красоте фильм, практически бессюжетен и выражает по большому счёту лишь жажду творить искусство. Кино ради Кино. И "Картины", и другие ранние работы Триера - образы вечного, сновидческого, пусть и мрачного. До какой степени нужно переосмыслить мир вокруг себя, чтобы дойти до съёмок ручной камерой, отказаться от сценографии и вообще вдохнуть в кино дух театральной импровизации! Бросить всё и начать заново, плюнуть на публтику. Но публике нравится, оно приняла и "Рассекая Волны", и "Танцующую в Темноте" и др. В "Антихристе" я вижу некую квинтэссенцию творчества. Как протяжные сновидческие кадры в духе "Зеркала" могут сочетаться с дёргающимися лицами, искажёнными пороком? Всё на своём месте, форма идеальна.
Что касается темы фильма. О высоком. Кто-то не видит этого за отрезанием клитора. Всё меньше фильмов, направляющих к богу. Или от бога, кому как больше нравится. Если у Андрея Тарковского или Ингмара Бергмана в фильмах Свет всегда рядом, то у Триера просто показывается, что Бога нет. Его нет в западном обществе, в котором принято сексуально на всё реагировать. Современников не вдохновят разговоры о Боге, не вдохновит кинематографический язык Тарковского. В мире, где компьютерная анимация имеет место быть, и люди ходят в кино смотеть компьютер без души нужны такие фильмы , как "Антихрист". Бога нет в этом фильме, он умирает вместе с ребёнком. Вам самим решать, искать его, или нет. Осталось ли внутри что-то кроме похоти.