NO STRESS! (Рабочие будни детского стоматолога)

Mar 15, 2010 21:39

Я точно знаю, что у каждого из вас есть зубы. Страшно? Это только начало! Я знаю, что зубы есть не только у взрослых, но и у детей. Еще я знаю, что (возможно для кого-то это станет открытием) у детских зубов тоже есть корни, как и у взрослых. Проще говоря, молочные зубы - это такие же обычные зубы с корнями, только меньшего размера. Природа позаботилась о том, чтобы зубы влезали в маленькие детские челюсти, поэтому сделала их маленькими. Кроме того, она не особо трудилась над качеством этих временных зубов именно по причине их временности. Но так как дети растут и превращаются во взрослых, то маленькими зубами им было бы неудобно пользоваться всю жизнь. Поэтому природа придумала смену зубов: корни молочных зубов рассасываются, зубки выпадают, и на их места прорезываются уже большие сильные постоянные зубы, чтобы грызть, кусать и пережевывать ими всю жизнь! Ну и, конечно же, сверкать! Но раз «молочки» - обычные зубы, то логично предположить, что и болеют они теми же болячками, что и взрослые «большие» зубы. Только жизнь у этих детских зубков не такая длинная, а бывает, что кто-то и так укорачивает их нелегкую долю. И тут на страже здоровья и долголетия молочных зубов стоят ОНИ - детские стоматологи! Да вот только детские стоматологи имеют дело не только с детскими зубами, но и с их родителями, то есть с родителями детей. Я бы даже сказала, что родители - неотъемлемая часть детской стоматологии.
Вот об этом и расскажу.
На заре моей детской стоматологической практики один из моих наставников, детский доктор, сказал мне, тяжко вздыхая: «Эх, Варвара Андреевна, обожаю свою нервную работёнку, после которой хоть в гроб ложись, люблю своих маленьких орущих и визжащих пациентов, от которых в ушах звенит еще до следующего утра. Но вот если б не родители этих несчастных детей, то я бы на работу вообще бежал бы вприпрыжку! Ну не могу я спокойно работать, когда у меня из-под локтя торчит голова мамы или за спиной постоянно надзирают папы и бабушки!». В дальнейшем я очень часто слышала от своих коллег недовольства по той же причине. Многие категорически против присутствия родителей в кабинете во время лечения, потому что считают это вредным для ребенка и опасным для них самих. Они отчасти правы. Детская стоматология - нервная специальность, не каждый «взрослый» стоматолог в принципе согласится хотя бы раз полечить ребёнку больной зуб исключительно в целях сохранения собственной психики. Заниматься этим ежедневно- вообще подвиг, достойный небольшого скромного памятника героям. А заниматься этим ежедневно под ревностным присмотром - не подвиг, а пытка. Сама же я каждый раз пыталась вызвать в себе те же чувства неприязни к родителям моих маленьких пациентов. Перед каждым детским приемом даже моя ассистентка Алёнка с надеждой в голосе задает мне один и тот же вопрос: «Он один сидит?» Она имеет ввиду нахождение родителей в нашем кабинете. Через некоторое время работы, я сделала вывод, что мне абсолютно все равно на присутствие родителей - есть они в кабинете во время лечения, или их нет. То есть, их присутствие никак на меня не влияет, не раздражает, в общем. МНЕ ВСЕ РАВНО! Я не возражаю. Я - за мирное решение любого вопроса.
Я только знаю, КАК присутствие родителей может влиять на ребёнка, зубы которого МНЕ надо вылечить в итоге. Так в моей голове родилась некая «классификация родителей».
Мои личные наблюдения выделили основные типажи сопровождающих, сочувствующих, плачущих, спокойных, трусоватых и прочих удобных и неудобных родителей.
1.Родитель - «трясун обыкновенный».
Трясуны встречаются среди мам, пап, бабушек в одинаковой степени часто. Родитель-трясун всегда с порога кабинета объявляет стандартную фразу: «МЫ очень боимся!». «МЫ» - означает «Я». Дети такого родителя либо тоже на самом деле боятся зубного врача (редко), либо чаще имеют абсолютно невозмутимое выражение лица, деловито самостоятельно залезают в кресло и открывают рот, невзирая на то, что доктора еще даже нет поблизости. При этом трясун обязательно сядет рядом с креслом, скорчится у меня под ногами на полу, чуть ли не на коленях, схватит своего ребёнка за ногу или за руку, приговаривая «Я тебя подержу за ручку!». Родитель-трясун смотрит на врача-садиста и своего «бедного ребенка» жалобными глазами, вытягивает губы трубочкой «Ну-ну, не бойся!» и может даже всплакнуть. Правда, я не знаю, от чего. То ли от жалости к ребенку, то ли от собственного страха. В такие моменты я ловлю взгляд моей самой спокойной в мире Алёны из-под маски и понимаю, что надо действовать: если вовремя не отодвинуть такого родителя «на задний план» подальше от установки, стоматологического кресла и ребенка, то он и правда может «завести» ничего неподозревающего наивного малыша. Тогда лечение проходит под завывания «несчастного», «бедного» и «ободряющие» возгласы «Не бойся! Тебе же не больно?! Я с тобой!». А если трясуна вежливо попросить в конце концов выйти из кабинета во благо ребёнка, он начнет метаться и может даже не послушаться, нервно прыгая в изголовье кресла, стимулируя еще большие завывания младенца. Недавно один мой трёхлетний ревуший пациент, заливаясь слезами, открыто заявил своему папаше-трясуну, державшему ребёнка за ногу: «Не трогай меня!», а потом и вовсе: «Уйди!». Папаша повелевался и испарился. После выхода трясуна прочь в кабинете становится тихо, ребёнок успокаивается, и мы можем спокойно закончить свою работу. Ребёнок может встать с кресла, широко улыбаясь, и ни тени слезинки не останется от былого представления «секты трясунов». Трясун же тоже, выйдя из кабинета, может либо окончательно успокоиться, либо продолжить трястись прямо под дверью кабинета или в холле у администратора. На что они, администраторы, всегда смотрят с состраданием. Скорее, лечение зубов ребёнка - больший стресс для самого трясуна, чем для нашего маленького пациента.
2.Родитель - «продвинутый пользователь».
Продвинутые родители не боятся стоматологов и уверено приводят детей на лечение зубов. Они, как правило, предварительно погуглили и знают, что бывает, если не лечить зубы вовремя. У них самих были проблемы с зубами, и они не хотят такого же мучения для своего ребенка. Всё это они с удовольствием бодро и громко рассказывают нам в кабинете. Мы слушиваем и киваем в ответ. В общем-то, продвинутые родители безвредны в случае адекватного поведения ребенка. Но обычно, дети таких родителей избалованы и капризны больше остальных. Договориться с ними «почистить зубки» спокойно практически невозможно. И тогда «продвинутые родители» смело приходят «на помощь» детскому стоматологу. Вот тут и начинается наш общий настоящий детский приём «NO STRESS». Честно говоря, мы делаем всё, чтобы избежать этого хаоса, чего нам не избежать, чего не избежать ребёнку, потому, что именно родители ну очень хотят нам «помочь». Они предлагают держать ребенку руки-ноги-голову (и держат!) даже вдвоем или втроем, если они пришли всей семьей. Они участвуют в процессе лечения от начала и до конца, и заикнуться о том, чтобы попросить их оставить нас одних с ребенком абсолютно нереально. Они безоговорочно уверены в том, что доктор и ассистент не справятся самостоятельно. Разубедить их невозможно. Я обычно не спорю с ними - себе дороже. Хотите участвовать - велкам! Это же ваше дите, в конце концов…Нужно просто молча максимально быстро делать свое дело и не сопротивляться, иначе рискуешь попасть под их гневные взгляды. Ведь их авторитет непоколебим. Они, в конце концов, всё равно выйдут из кабинета тогда, когда сами изведутся и устанут от слёз, криков, пота, крови, рвоты и других жидкостей, которые могут появиться из обезумевшего в истерике ребенка. На самом деле, подумайте, любое маленькое живое существо не продержится долго в здравом уме, когда его держат за голову, руки и ноги собственные родители и при этом еще хором с врачом без конца повторяют на бешеных децибелах, как молитву одно и то же слово «ОТКРОЙРОТОТКРОЙРОТОТКРОЙРОТ!!!». Самое интересное, что иногда лечение в присутствии таких родителей может восприниматься ребёнком, как норма и проходить результативно и быстро. Но обычно это просто невозможная пытка для всех участников соревнований. После лечения ребёнок приходит в себя уже через минуту, как ни в чём ни бывало, принимает свою обычную окраску. Родители имеют довольный собой красный мокрый вид и глаза, размерами с фары «мерседеса». А мы с Алёнкой сглатываем, стираем пот со лба и просто молчим. Не потому что наши пальцы перекусаны до такой степени, что ногтевая пластина никогда уже не будет идеально ровной. А потому что…
Если бы мы курили, то мы бы закурили…
3.«Удобные» родители.
Это такой драгоценный и редко встречающийся вид родителей, которые заводят ребёнка в кабинет, ненадолго молча, замирают в дверях с открытым ртом, а затем тихонько спрашивают «Э-э-э…доктор, я пойду?».
-Конечно-конечно! - кричим в ответ мы с Алёной, не веря нашему счастью.
Детишки у таких родителей весёлые и говорливые. Могут, правда, редкими всхлипами периодически взывать к нашей жалости, но в целом лечение проходит с песнями, плясками и прибаутками, и все остаются довольны. В таких случаях Алёнка после лечения умиротворенно шепчет: «Какой хороший ребёнок!».
Это вовсе не означает, что все остальные - плохие. Нет. Просто всё мирно и хорошо!:)

Повторю, что бесконечное количество микстов между перечисленных мной типажей родителей встречается в наших детских кабинетах. И просто отлично, что их на самом деле не три, а больше. Но если Вы узнаете свои черты в ком-то из них, не обижайтесь. Ведь «как же без Вас, дорогие наши родители!» (с) кот Матроскин.
Previous post
Up