Времена меняются. Имеют подобное свойство. Так что делюсь насущным. В украинских ресторанах и кафе с 16 декабря запрещено курение. Был это, наверное, мощнейший возможный удар по не вполне здоровому/заслуживающему подражания образу моей жизни. Если отбросить вариант заключения в тюрьму.
Ветер издевательства над курильщиками дует давно. Дует с Запада. Мы тут еще и накуриться не успели, а они... Протестов особых не слышно. Не исключено, что так оно и надо. (Так нам и надо). Хотя, почему не позволено открывать специальные рестораны для курящих - выше моего понимания. Короче, - сидим дома, ждем теплой погоды.
Михаил Таль, чемпион мира 1960-61
А когда-то курили и на шахматных турнирах, прямо за доской. Было ли это издевательством над некурящими? Да, увы, можно с сегодняшних позиций этот процесс оценить именно так. Историю курения в шахматах наиболее комплексно осветил в своем творчестве Генна Сосонко. А современные страдания курильщиков красочно описал соотечественник Генны, тоже гроссмейстер и блестящий шахматный литератор Ханс Рей - когда, лет пять тому назад, курение внутри точек голландского общепита оказалось вне закона, а голландские курильщики - на улице. Как говорится, нашли что запрещать. И вот, ходит уже в наши дни Ханс в бар с зонтиком, чтобы сподручнее было ему выбегать на перекур.
Biel - MySwitzerland.com
Один турнир с разрешенным за доской курением сыграть успел и я. Это был опен в Биле (Швейцария) в 1992 году. С творческой точки зрения, не совсем однозначно, но, может, просто для меня наилучший. Три из партий - две победы и ничья с победителем турнира Шабаловым - тогда опубликовал белградский "Информатор". Вот они, без погружений в подробности. Воспоминания застланы табачным дымом.
М. Голубев - Р. Мантовани. Биль 1992 (7-й тур). Сицилианская защитаД. Гуревич - М. Голубев. Биль 1992 (8-й тур). Староиндийская защитаМ. Голубев - А. Шабалов. Биль 1992 (9-й тур). Защита Модерн-Бенони Таким образом, зависть к докомпьютерным шахматным курильщикам, если и присутствует, характер носит не абсолютный.
На самом деле, наше поколение, заставшее в шахматах очень разные времена - вполне, считаю, счастливое. Завидовать хотелось бы следующим поколениям шахматистов. И для этого есть большие основания. Уже очевидно, что, благодаря той же постоянной работе с машинами, играют и соображают лучше. Ну и курят, соответственно, поменьше.