Юрий Афанасьев о русской истории

Jan 21, 2011 09:56

Бывает, что заслуживающие внимания цитаты не ставлю своевременно в блог, откладываю на потом, совершенно непонятно при этом зачем.



Высоколобые холопы

Системная либеральная оппозиция - апологет режима Путина. Такую неожиданную оценку на Ходорковских чтениях вынес известный историк Юрий Афанасьев. Его самого также считают представителем либеральной среды, поэтому мы попросили Юрия Николаевича прокомментировать свое заявление.
Подробнее
Каспаров.Ru

Юрий АФАНАСЬЕВ:

Иногда про события после 1991 года, про распад СССР говорят, что общество обрушилось куда-то далеко и глубоко, в средневековье, в феодализм. Я давно пытаюсь сказать, что никакого "обрушения" не было. И никакого полета в пропасть не было. И не было у нас никакого средневековья и феодализма, куда можно было бы лететь.

С крушением Советского Союза обнажились матричные основания России, обнажилась скальная - первичная - порода XV века. То, что тогда, к тому времени было наработано, то в 1991-м обнажилось. Открылась, как ни печально констатировать, дикость: состояние большого общества и одной страны, насильно сложенных на основе локальных миров и их традиционалистского, докультурного еще уровня.

Когда Россия формировалась как страна, еще нигде не произошел переход к современности. Но на Западе, где, строго говоря, только и случился такой переход, были для подобного перехода иные основания, другая, по сравнению с Россией, социокультурная содержательность, и произошел этот переход в ходе таких событий, каких в России быть не могло. Основаниями для такого перехода, для формирования личности и гражданского общества на Западе были Античность и Средневековье, а сам переход произошел там в три этапа: Ренессанс, Реформация и Просвещение. У нас не оказалось ни права, ни нравственности как оснований, на которых формировались самые начала Модерна. Первый юридический факультет в России появился лишь в XIX веке. В обществе Модерна мораль и нравственность формировались в быту и в церкви на основе религии. О русском православии в связи с тем, что Россия как социокультурная общность не развивалась, - отдельная тема, и о ней надо говорить не мимоходом.

Когда на Западе в ходе названных событий происходил переход к Модерну, в России шло становление большого общества, итогом которого стало не развитие социума, как "там" - на основе творческой личности и массовых инноваций, - а моно- или самосубъектное, антимодернистское Русское самодержавие.

Говоря, что в 1991-м году обнажились матричные основания русского социума XV века, я имею в виду вполне конкретные показатели. Это отношения между отдельными людьми, как и между властью и населением, на основе дофеодальной еще административной ренты: не договорные, как на Западе в то время, а отношения по договоренностям. Теперь их именуют "по понятиям".

http://www.kasparov.ru/material.php?id=4C4EA35F13824
(Июль-2010)

Обнаружено по ссылке с
http://1gatta-felice.livejournal.com/149554.html

запад, friends, афанасьев, модернизация, история, уроки истории, дикость, европа, совок

Previous post Next post
Up