почитала я новомодного автора Энн Файн "Дневник кота-убийцы". И во время чтения я наконец смогла сформулировать, почему я так не люблю специальную "юмористическую литературу"! А ведь это уже большая польза от книги :) не поймите меня превратно - я исключительно за чувство юмора, более того, считаю его одним из самых важных качеств человека. Но вот с юмористической литературой у меня никак. Ну, конечно, в детстве, пока я не разбиралась и читала все подряд, на что нет очереди в библиотеке (какие-то динозавры кроме меня еще помнят понятие "запись на редкую книгу"?), то мне нравилось все смешное. Сейчас я все-таки за обычную повесть или рассказ, написанный с чувством юмора, вместо "смешного" произведения, где автор выжимает из себя шутки. Мне это напоминает детскую игру - мы так играли, "вода" должен был всех смешить. Это кажется легко! Но когда рассказаны все дежурные анекдоты и припасенные шутки, и перед тобой сидит компания, которой уже скучно... начинаются всякие кривлянья и глупости. Так и в книгах. Тут какой-то перебор проблем от кота на абзац текста. Даже утомляет. Полностью согласна с папой главной героини! Мне бы тоже захотелось придушить этого кота собственноручно.
Кстати, к обожающей его Элли он не испытывает никаких теплых чувств. Конечно, коты не так преданны хозяевам, как собаки, но здесь кот поливает свою хозяйку волнами презрения:
"-Ой, Элли! Ты прям как из сказки.
(Во-во. Из сказки про жабу в свадебном наряде.)" - (первая реплика кузины, вторая - кота)
"Весь ужас в том, что у Элли голос, как у коростеля, а голос коростеля похож на скрип старой березы. А по мне, так береза скрипит гораздо приятнее, чем Элли, когда думает, что поет."
Надеюсь, по поводу стиля это проблема перевода. Потому что претензии к излишне-фамильярному, с грубостями и пошлыми шутками, стилю у меня с первой главы. Но вот некоторые вещи совершенно вульгарны:
"Я знал, что, если попадусь в лапы отцу Элли, он пустит мои кишки на подтяжки."
Уверьте меня, что это перевод неудачный, а?
В одной из аннотаций с удивлением прочитала, что в этом коте мы видим образ "подростка, которого никто не понимает". Да хватит уже вам с этой нежной детской психикой! Ах, никто его не понимает! Что тут понимать?! Жирный, наглый эгоист. В образе этого кота мы видим инфантильного бойфренда, который пришел к своей Элли, поел-переспал-нагадил и ушел гулять с кошечками.
"Я лежу себе на кровати, подремываю, никого не трогаю, и тут врывается Элли.
- Ой, Таффи! Таффи! - повалилась рядом и давай мне живот щекотать. - Как же я тебя люблю, Таффи. Люблю твою мягонькую шерстку, люблю твои ушки-завитушки, люблю твои лапки-царапки, люблю…
И пошло-поехало. Лалы-лалы-лалы. Люблю то, люблю се."
мы недавно видели, с каким презрением сам кот относится к Элли. а здесь его раздражает, что она признается ему в любви! Она его просто гладит и говорит, как сильно его любит.И у него это вызывает отвращение.
Единственный раз, когда кот проявляет "привязанность" к Элли - это напоказ, в клетке ветеринара, чтобы хозяйка забрала его домой :
"Я не ласкун вообще-то. Но когда речь о спасении, тут уж не до гордости. Я не стал медлить. Я бросился прямо в руки Элли, и мурлыкал, мурлыкал, и терся, терся головой о ее подбородок, и делал все те глупые, постыдные вещи, что демонстрируют голодные коты, если у них кишка тонка просто глянуть на хозяина холодным взглядом, означающим:
- Давай корми."
- здесь сказано, что кот показывает любовь к своей хозяйке только ради спасения собственной жизни. А вообще-то эти проявления "постыдные", и должны показываться только ради еды у голодных котов.
"Я повернул голову, чтобы сказать Элли взглядом: «Ну спасибочки, удружила. Живи своей жизнью, а мою оставь мне!»
вообще-то в системе отношений между двумя взаимосвязанными персонажами не получится без правил и обязательств, чтобы каждый жил своей жизнью. Есть совместная жизнь и уступки с каждой стороны.
Итак, давайте абстрагируемся от деталей. Что у нас есть: модель отношений между двумя персонажами, в которой один безусловно любит и посвящает себя, свое время, свои ресурсы другому, а другой это милостиво принимает, относится к первому с презрением, преднамеренно пакостит и высмеивает его перед другими. Нам точно нужна такая модель поведения для отношений? Мы действительно хотим ориентировать на такую схему юных читательниц?