"Физика по-домашнему": В разгар лета. Мячик, озеро, рельеф.

Aug 24, 2017 16:34


- Я часто не согласен с выводами

Бертрана Рассела, но мне нравится

как он приходит к ним.

Г. Д. Роберт “Шантарам”.

- Ты что возьмёшь с собой на озеро?

-  Мячик. Он легче воды и не утонет.

- Что значит: легче? А если взять и нырнуть с мячиком глубоко-глубоко, то вся вода сверху, она же тяжёлая, придавит мячик и не даст ему всплыть. Ты подумала об этом?



- Тогда не возьму.

- Быстро ты сдалась. - Хотя, конечно, говорить тут не о чем. Сомнения понятные, сомнения верные, как заложенные уши на высоте десяти тысяч метров над Землёй, как необходимость надувать щёки, предварительно зажав нос, когда время спускаться; как то, почему нельзя под водой вздохнуть, и то, почему упрямо хочется плавать с надутыми щеками, потому что если щёчки сдуть, то кажется, что можно утонуть. И известно, что люди тонут, если плавать не умеют, несмотря на то, что все утверждают, будто вода сама человека держит, но почему-то только плавающего. И ещё много-много сомнений и вопросов. А как же. И всё-таки она хорошо по опыту знает, что всё-таки мячик утопить очень даже непросто. А малыми детскими силами вовсе невозможно, если, конечно, не озаботиться отдельно (да, нет, может и так не получиться, даже после того, как подумать хорошенько). А просто так, руками - нет,  даже если запихать под попу, чтобы спрятать от тех, с кем играешь в салки: ты его топишь-топишь, а он тебя в самый неподходящий момент опрокидывает. Как его там удержать: поди-ка попробуй!

И Яна смотрит на меня растерянно, пока все эти или совсем другие мысли проносятся в её ясных глазах, как стая ткачиков.  И мы, да, идём в ванну делать эксперимент. Я не знаю, о чём она теперь думает, потому что она молчит. Я только знаю, что я сейчас ей кое-что покажу, и ей снова будет видеться, словно это ответы на все вопросы. Мне это не нравится, но я так же знаю, что история эта бесконечная, и потому лучше маленький ответ, чем никакого. Маленький, но значимый.

И вот я наливаю в тазик воды ровно столько, чтобы мячик не плавал, а продолжал лежать на дне. Яна, очевидно, в шоке. Набираю ещё и ещё. По чуть-чуть. И на мою удачу мячик ещё и не надувной, а такой словно мякиной набитый. Он как раз очень хорош для игры на воде - его хуже сносит ветром, его легко ловить рукой, и он продолжает оставаться “достаточно” лёгким,  если вы понимаете, о чём я говорю. А для моего маленького опыта он просто невероятно удачен.

- Но в озере есть рельеф! - пускается Яна во все тяжкие.

- А причём тут рельеф?

- Благодаря рельефу он плывёт к берегу! - почти торжествующе.

- Ты серьёзно? А если ветер в противоположную сторону, что по-твоему будет с мячиком?

- Рельеф тоже имеет значение, - уже тише, но упрямо, потому что знает, что в озере он плавает! И у этого должна быть причина: какая-то, которой нет в тазике.

- Ну ладно, покажу тебе фокус, - “докатилась”, думаю я про себя (в обоих смыслах). И набираю в тазик ещё немного воды, как раз столько, чтобы мячик, наконец, всплыл. Янины глаза вспыхивают  облегчением. Она забирает мяч, и мы едем купаться.

Вопроса она так и не задала. Да и о чём тут чём тут может быть вопрос, если я-то так и не уверена, что поняла: при чём тут рельеф. Я спрашивать не стала, вот, видимо, и она тоже. Но она права, рельеф, конечно, тоже имеет значение. (Николай Николаевич, выдающийся географ с моего последнего места работы непременно в этом месте улыбнулся бы обоими своими кустистыми бровями. Потому что - да, милая моя, рельеф имеет значение).

Июль 2016

P.S. Три безобидные летние истории должны были поместиться под одной шапкой (и даже четыре), чтобы не растягивать до сентября, потому что от предыдущей серии с аттестацией осталось кое-что ещё очень и очень важное. Но, быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Придётся и эту задумку по кусочкам выкладывать. Но очень уж хотелось немного выдохнуть перед очередным началом. И жаль, что из-за системных неполадок, получаются задержки с выходом.

homeschooling, физика, математика, 6-10

Previous post Next post
Up