“Физика по-домашнему”: аттестации посвящается, или “нет худа без добра”.

May 03, 2017 18:10


Сразу скажу, что всё вот ради этой вот книжки. А остальное - по инерции.









Сначала я писала цикл статей, порождённых ещё прошлой аттестацией, но тут нагрянула очередная.

Мало того, что и те статьи были наполнены моими мыслями и соображениями, и всё никак не клеились: ни мысли, ни соображения, ни, в итоге, сами статьи. Возможно, потому что я не  педагог и не психолог, и не считаю себя вправе как-то трактовать происходящее, а может быть потому, что никак не могу смириться, что не получается “по-хорошему”, а ведь очень хочется, чтобы получилось.  Но в любом случае, они никак не получаются. Но я допишу, просто из уважения к своему труду.

Когда я получила новую аттестацию, я надеялась, что мы быстро с ней справимся, но нет, расхождения нашего пути с системой даже щадящих аттестаций просто огромные. И с каждым годом они только увеличиваются. Если меня спрашивают, почему бы мне не использовать школьные требования, как базу, то я отвечая что-то в духе, что очень трудно строить нанотехнологичное здание, когда тебя заставляют вставлять металлобетонные конструкции старого образца хотя бы “в минимальном количестве”. И нет,  это не высокомерие. Я помню, как Яна начала читать сразу словами, в то время как традиционно этот этап идёт через буквари и сложение букв в слоги, а уж потом - в слова. И  мне пришлось объяснять ей на первой аттестации, что такое слоги и почему надо читать раздельно. Ну это было весело. С письмом было уже хуже. Начала писать она в четыре года, до того, как начала читать. Печатными буковками. А потом, за полгода до первого класса очень старалась и хотела писать прописью, “как мама”, но потом пришлось “сдавать объёмы”, и поэтому изящное письмо, которое она уже с такой любовью тренировала, оказалось скомканным. И это уже не было весело. Я надеялась, что потом это вернётся. До сих пор надеюсь.  Поэтому очередная аттестация для меня - это всегда падение с попыткой не разбиться. Это никакая не опора.

Я переписываю статью об аттестации уже третий раз и каждый раз в ней сквозит почти детская обида. Но нам и правда тяжело. И мне очень жаль, что мне приходится убивать делением столбиком привычку дочки делить частями. И заменять на столбики счёт в уме. Очень жаль. И по-детски обидно. Но мои философские изложения мало кому интересны, потому что никто не знает к тому же - чем всё это кончится, и в первую очередь я сама. И даже если всё получится (на моей стороне муж, а это уже очень хорошая гарантия) у меня нет репрезентативной выборки, чтобы потом защищать свои результаты.

Поэтому, пока мы проходим такой тяжёлый для нас этап, я просто поделюсь находкой. Откопали в библиотеке, пока искали книги для прохождения теста по чтению.

С точки зрения литературного мастерства и психологической комфортности я не могу её оценить, но то, что я сидела и хохотала над ней прямо в библиотеке, не имея возможности даже извиниться, ведь тогда подразумевается, что я вроде как, перестану нарушать порядок, и потому только исподлобья поглядывала на библиотекаря, а она, в свою очередь, прятала смешинки в уголке своих глаз и делала вид, что не видит и не слышит меня.

Для детей, которым пришло время решать “задачки в три действия” - это как раз то, что нужно! Отличная практика. (И даже если не пришло, то можно её брать и читать, как историческое и культурное наследие.) Это вам не вечная тема “быта”, где большинство задачек про количество фруктов\овощей, на скорость, а в основном - на деньги. Я, конечно, уже давно готова разбавить “ассортимент”, да всё некогда, то экзамены, то аттестации - и во многом это, правда, из-за них; и к тому же, что задачек много, хороших и разных (и не только задачек, но и других замечательных занятий), но каждая требует внимания, а в магазин мы несколько раз в неделю ходим, так что там - хорошая практика. Но, я стараюсь не жаловаться. Тише едешь, как говорят - дальше будешь. Вся надежда на народную мудрость. По крайней мере, всё что я не успела, когда Яне было год, два, пять и семь пошло, кажется, только на пользу. Уж на сколько я не люблю (и про это у меня лежит цикл недописанных статей где-то) аниматоров и развлекательные центры и прочие такие штуки, но хороший юмор и творчество - это то, чего никогда не бывает много. (фотографии обложки и одного разворота прилагаются)

- Они такие же хорошие, как твои, - говорю я мужу, чьи задачи для дочери всегда приправлены необходимой долей абсурда.

- Они гораздо лучше. - Возражает он. И да, конечно, они гораздо лучше.

Одним словом, когда дочка пошла спать, то мы с ним, выпивая по чашечке чая, чего уже давно не было, берём свои книжные находки за последние два дня, снова начинаем восхищаться задачами.

- Какое точное слово! “Неутомимый мальчик” - всё условие задачи в этом! Что скорость его передвижения не меняется. Потрясающе! - И подобный шедевр-слово или шедевр-образ, содержащий в себе всю суть условия в каждой задаче!

- И ответов нет. Вот это - самое крутое! - говорю я мужу. Лично я одну задачу из-за этого решила неправильно.  - А Яна подумала об этом, а я - нет! - Жалуюсь на одно неочевидное условие в задаче. - Она сразу это учла, а я - не заметила! - И муж, оказывается, подумал. И я растерялась. Это же задачи для третьеклассников!

Вот уж правда: одна голова - хорошо, а три - лучше!

P.S. Я не очень знаю, уместно тут, или нет, писать об общем отношении, и как мы в целом плохо оказываемся совместимы с системой. И что я откровенно не знаю,  как с этим быть, кроме идеи “держаться за свою мечту” у меня, в сущности, ничего нет. А поскольку я это не слишком хорошо умею, и к тому же никакой уверенности нет в том, что я поступаю правильно, хотя я опираюсь на некие опыт и соображения, которые были ещё до меня, но часто даже я не помню - какие именно. Они теснятся у меня в голове обрывками. И поэтому я раз за разом, вместо того чтобы крепко помнить, что “было в самом начале” и, что ещё важнее - ради чего всё;  срываюсь на привычку просто “делать хорошо, что сказали”, как и положено отличнице. Это необязательно плохо, конечно. Но что-то когда-то заставило меня перестать хотеть так делать. Возможно, просто желание испытать себя.

- Ты просто хочешь, как всегда, не как все, - сказал мне старший брат, когда дочка не пошла в сад. Я на секундочку опешила, потому что я не знала, что я, оказывается, “...всегда, не как все”.

- Жизнь и благополучие самого дорогого человека, - слишком высокая цена, чтобы просто “не как все”. - Только и пролепетала я тогда.

Но если интересно, я причешу и выложу все те огрызки, которые я написала, пытаясь путь прохождения аттестации описать как-нибудь без лишнего трагизма. Сразу скажу, что это не получается, без лишнего трагизма. Ни на деле, ни даже на словах. Единственное, что меня поддерживает, это то, что я тут не самая умная, и что всё, что ни делается - всё к лучшему. И поэтому я снова я засучиваю рукава и продолжаю трудиться.

- Нам приходится принимать слишком много решений, иногда слишком быстро. И мы выбираем способ, до которого успеваем додуматься, и выйти из ситуации с наименьшими потерями, - один мой друг, отец двоих детей о воспитании.

Я хотел писать лишь о любви и верности...

Но пришлось забыть мне замыслы свои.

Столько накопилось в мире мерзости,

Что не мог писать я больше о любви.

(отрывок из стихотворения  “Я хотел писать лишь о любви”

А.Д. Дементьев)

homeschooling, физика, математика, 6-10

Previous post Next post
Up