Юрий Сотник "как я был самостоятельным"

Jun 06, 2016 22:01

Юрий Сотник "как я был самостоятельным"
Рассказ этот исключительной важности, потому что показывает, что такое психологические манипуляции :) и представляет чудесные типажи:
"Эта Аглая мне очень нравилась, но я чувствовал, что она относится ко мне с пренебрежением, считая меня маленьким мальчиком, да к тому же маменькиным сынком. Мне казалось, что день, проведённый самостоятельным человеком, позволит мне возвыситься в её глазах. К моему огорчению, Аглая находилась тут же, во дворе. Она прыгала на одной ноге, толкая перед собой камешек, слышала весь унизительный для меня разговор папы с мамой и время от времени вставляла, ни к кому не обращаясь:
- У! Я с шести лет одна дома оставалась, и то ничего!
Или:
- У! Я сколько раз себе сама обед готовила, не то что разогревала.
Я косился на Аглаю и тихонько, но вкладывая в слова всю душу, убеждал:
- Ну мама! Ну мама же! Ну что со мной может случиться? Ну ты только послушай, как я буду жить: вы уедете, я пойду немножко погуляю..."

очень много полезных тем для детей (и взрослых :)), как эта прекрасная Аглая ловко манипулирует главным героем - косвенные убеждения, как здесь показано, всегда действеннее, нежели разговор "в лоб".

"- Эй! Идите-ка! - крикнула Аглая своим приятелям и, когда те подошли, обратилась ко мне: - Тебя Лёшей зовут, да? Лёша, можно, мы к тебе придём? А то нам репетировать надо, а нас отовсюду гонят, и клуб закрыт... а ты один в квартире. Ладно?
- Пожалуйста, конечно! - обрадовался я.- Я вот только квартиру уберу, примеры сделаю, и приходите.
Лицо Аглаи стало каким-то скучным.
- У-у! Примеры! А тебя что, заставляют с утра заниматься? Меня, например, никто не заставляет. Когда хочу, тогда и занимаюсь.
- А меня разве заставляют? Меня вовсе никто и не заставляет, это я сам хотел,- заторопился я.- Пожалуйста! Хоть сейчас пойдёмте! Я и квартиру могу не убирать... Когда захочу, тогда и уберу. Пожалуйста! Шумка, домой!
Большими уверенными шагами я зашагал впереди артистов к своему подъезду, поднялся вместе с ними на второй этаж, открыл ключом дверь и широко распахнул её.
- Пожалуйста! Вы в какой комнате хотите? В этой или в той? В какой хотите, в той и репетируйте. Пожалуйста!"

Мне очень нравится, как автору удалось передать психологическое возбуждение, просто трепет мальчика. Особенно прекрасно "большими уверенными шагами".

"Принцесса разглядывала себя в большом зеркале, стоявшем у стены.
- У тебя губная помада есть? - спросила она.
- Помада? У! - воскликнул я, совсем как Аглая.- Я тебе не только помаду могу дать, я и пудру могу, и краску для бровей, и одеколон даже..."
это прямо НЛП :) герой начинает "зеркалить" свою вдохновляющую принцессу, даже говорит так, как она.

и развязка под стать рассказу - резко все оборвалось, получен "удар в сердце", герой наконец-то понимает, что им пользуются. Не люблю, когда детские рассказы обрываются на самом интересном месте, но вот именно здесь такой конец оправдан - героя оставляют в такой момент, когда надо побыть одному и хорошенько подумать:

"Скажу лишь одно: я много вынес в тот день, но самый тяжёлый удар, удар в самое сердце, постиг меня на следующее утро.
Папа был на службе, мама ушла в магазин. Мне запретили выходить. Я лежал на подоконнике и смотрел во двор. Подо мной на лавочке сидели Аглая и другие театральные деятели. Вчерашний спектакль прошёл у них успешно, несмотря на то что пришлось удовольствоваться фанерным козлом. За живого козла им, конечно, тоже нагорело, но они уже забыли об этом и обдумывали новую постановку.
- Валенки для партизан достанем, полушубки найдутся,- говорил Сеня Ласточкин.- А вот портупею, кобуру и полевую сумку - это надо поискать.
- Лёшка достанет,- сказала Аглая.- У него отец военный.
- Какой Лёшка! Из двадцать второй? - вмешался Дудкин.- Нет! Не достанет. Теперь ему отец ничего не даст.
- Лёшка-то? У! Я ему скажу, что он самостоятельный,- он и без спроса возьмёт. Я им как хочу, так и верчу."

в общем, кто еще не читал, или кто с детства не перечитывал - обязательно прочтите! будет много хороших тем для ребенка и сами получите удовольствие!

детское чтение, литература, литературно-психологический анализ

Previous post Next post
Up