Физика по- домашнему: Как отличить апельсин или мандарина. Или "чистота эксперимента".

Mar 01, 2016 14:51

Ну что, приступим. Иногда бывают разговоры более ёмкие, иногда их не бывает вовсе, но мне хочется начать именно с того, что может произойти каждый день.

- Так, я хочу апельсин. - громогласно заявляет дочь и берёт апельсин. - А вдруг это крупный мандарин? Ты же знаешь, их не разберёшь. То крупный мандарин, то мелкий апельсин.
- Ну и как ты собираешься принимать решение? Можно, например, пощупать. По-моему, у них фактура разная. - Прикусываю язык - рано вмешалась, но сделанного не вернёшь. Впрочем, она словно не слышала, а может дух "себя самой", но на мой аргумент даже не обращает внимания.

Берёт корку от моего очищенного апельсина и нюхает.
- Я возьму корку от твоего апельсина и сравню запах.
- Но она же уже счищенная. Думаешь, у неё тот же запах?
- Тогда я понюхаю и запомню запах. - Нюхает свой апельсин.
- Когда ты снимешь шкурку, запах, думаешь не изменится? Может быть он сейчас пахнет одним образом, похожим на то, как пахнет моя счищенная шкурка, но когда ты счистишь со своего фрукта, чищенный запах может оказаться совсем другой! И, кстати, ты уверена, что когда ты почистишь свой фрукт, а потом понюхаешь снова, то ты будешь помнить предыдущий запах? Может быть лучше взять два одинаковых фрукта. Потом один почистить и тогда уже будет понятно? Да и то, не угадаешь, вдруг они разного сорта и только на первый взгляд пахнут одинаково?

Видно, Яне надоели мои рассуждения о праздном, и со словами "не перепутаю" она смело надрезала шкурку.
- Да, Запах стал горше.
Слопала весь, без остатка. Только щурилась от удовольствия.
- Мама, какой твой любимый фрукт из цитрусовых?
- Сейчас - апельсин. Но раньше я ела одни грейпфруты, а апельсины совсем не понимала, а теперь, смотри, дедушка принёс мандарины, и я их пока все не съела, к апельсинам не вернулась, но, с другой стороны, в магазине выбираю для себя всё-равно апельсины. Но если представить, что в мире бы осталось только что-то одно (это у нас игра такая), то я бы выбрала яблоки!

- Яблоко не цитрусовое.
- Ну и что.

Вечером, перед сном.
- Слушай, а зачем ты всё-таки собиралась нюхать и запоминать запах? - до меня вдруг доходит, что это никак не могло иметь отношение к выбору, ведь понюхать и запомнить, не означает "выбрать" совсем никак.
- Ну, чтобы на будущее запомнить.
- А как же ты определила, что это апельсин, а не мандарин?
- По размеру.
28.02.2016г.

Собственно, это - конец истории. Давайте я буду писать внизу ещё "мнение эксперта", т.е. опять же - моё собственное.

Мнение эксперта: любая наука состоит из нескольких простых составляющих - наблюдение (сбор данных), гипотеза, составление и проведение эксперимента, анализ и выводы.
Тут важным аспектом является то, что когда вы делаете предположения, то, как правило, опираемся на уже известную нам картину мира. И тут важно научиться обращать внимание на существенные и несущественные признаки. Для людей, у которых дети не ходят ещё в школу и не считаю, замечу, что счёт - это тоже сравнение на основании определённого признака. И хорошо, если и мама и ребёнок об этом знают(Десятичная система счисления. Мы считаем по пальцам руки - их десять. В ходу сразу имеются ещё шестидесятеричная(часы), двоичная(логика компьютера), дроби (сравнение по основанию), римские цифры(вообще другая логика))

Как раз очень хорошо в данном эксперименте мы видим, что "апельсин" и "мандарин" - два похожих, но разных объекта. И важно найти различия при большом количестве схожих признаков. При том, что каждый объект внутри своей группы может иметь вариации. При наличии времени и сил мама может усложнить эксперимент например, другими цитрусовыми, не цитрусовыми, или , ещё лучше - разными сортами одно и того же. А при отсутствии настроения, можно бы не вмешиваться с самого начала, а просто сказать про себя: ого, да мой ребёнок настоящий исследователь! И дай ему немного времени. Или побольше времени.

P.S. Возрастную метку ставлю с целью обозначить возраст моего ребёнка. Это не значит, что другим это не подходит, это просто для ориентировки.

homeschooling, физика, 6-10

Previous post Next post
Up