Feb 27, 2016 23:05
Вот. Решилась. По образованию я физик. Закончила физфак МГУ. Аспирантуру не закончила, но год проработала младшим научным сотрудником. Второе высшее образование - преподаватель физики старших классов. В школе проработала год, преподавая практикум у старших классов в СУНЦ им.Колмогорова. В последнее время заметила, что регалии как-то склонны успокаивать людей. Поэтому перечислила. Говорит ли это что-то о моей квалификации? Тут уж я не знаю. Долго думала, что нет. Но потом, после того, как пару раз стерпела попытку объяснить мне, отчего же на юге небо такое низкое, не то, что у нас в средней полосе; подумала, что закончить физфак, вероятно, чего-то стоит.
Теперь к делу. У меня одна дочь. Восемь лет. Второй класс. Интересуется она музыкой, балетом, театром и написанием книг. До домашней жизни (с ребёнком) я дошла в первую очередь потому, что больше хотела заниматься тем, что люблю (раз уж невозможно ходить на работу, как я привыкла и при том воспитывать ребёнка так, как я считаю правильным). И потом возникло ощущение, что для ребёнка это тоже лучше. Может быть я просто хотела быть ближе или что-то ещё, но это - неявно. Надеялась, что будет больше времени. Не знаю, вышло ли это, но я чувствую себя постоянно занятой и, увы, по-прежнему, мало что успевающей. И всё же я думаю, что это самое лучшее, хотя и самое сложное, что приключилось со мной за всю мою жизнь. (Тут я должна была бы перечислить все благодарности тому, что помог мне с этим справиться, потому что страхи были самые обычные: а что будет, если она всё равно не пойдёт в сад. А потом - в школу. Главное, они никуда не делись, потому что до сих пор не понятно, что же будет). Созревала я медленно, решения принимала с огромными стрессами. К семи годам ребёнок читал, считал и интересовался прописью. Я думала, что в школе проблем не возникнет. Я ошиблась. Уже с первой аттестации полетели искры, и мой одарённый ребёнок превратился в как будто отстающего. Я ещё до сих пор не привыкла к этому чувству главным образом потому, что не знаю, что на самом деле считаю выигрышной стратегией. И мне страшно, как никогда. Но жизнь продолжается, решения приняты и многие вещи (особенно от аттестации до аттестации) приходиться решать прямо на ходу.
Моя основная идея была "следовать за ребёнком". На этом пути возникло две серьёзные неприятности. Первая, классическая, ребёнок хочет совсем не того, что хочет аттестация, вторая - моя жизнь превратилась в наукообразный кошмар. Потому что не может утро начинаться с того, что вы обсуждаете, кто такие мастодонты и кто от кого произошёл: слоны от мамонтов, или мамонты от слонов; почему небо "the sky"; на прогулке обсуждать деление клетки, когда ребёнку шесть, вместо того, чтобы бегать и визжать. Кто-то мне скажет, что может. Да, может. Отчасти, думаю, потому, что когда дети задают свои "почему" и "как" родители начинают отвечать "по науке", потому что через десять лет ЕГЭ. Дети просто привыкают, и, главное, получают внимание, потому что, возможно, это то, в чём нам участвовать проще, чем в чём-то другом (но я не психолог). Мы формируем их мир в научном ключе, а не иначе, потому что у них, у нас всех - ЕГЭ (может оно и хорошо. Всё же это сейчас ведущий вектор развития нашего общества). Дети любознательны. И на вопросы надо отвечать. Наверно. Ну, или можно. Но через десять лет - ЕГЭ, и это накладывает отпечаток на мои поступки. И поэтому я открываю рот и отвечаю, хотя иногда мне хотелось промолчать; и поэтому я отвечаю в научном ключе, хотя иногда лучше обойтись рисунком. Потому что по многим, по большинству, вопросов я просто некомпетентна. Совсем. Это я заметила ещё в кабинете практикума СУНЦ МГУ, когда, закончив физфак не знала, что ответить на вопросы людей, которые туда ещё не поступали. И я устаю. "Делегируй", "развивайся вместе с ребёнком". Ну да, почему бы и нет? Я, конечно, так и делаю. Но даже и тут мой ресурс конечен. И иногда, уже во втором классе, будучи мамой одного единственного ребёнка я понимаю, что не успеваю, не успеваю, не успеваю. Даже книжки хотела купить, да не успела. Помню, она интересовалась птицами и насекомыми. Просила определитель или книжку. Не купила. Два раза за полгода дошла до магазина - там нет того, что надо. А в аттестации - получите, распишитесь. А она бы знала, а я вот... И я себя успокаиваю, что всё равно это лучше, чем школа со всеми её недостатками, начиная с образовательных. Это хорошо в теории, но на практике очень трудно. Когда все дети вокруг уже внятно говорят по-английски на ожидаемом уровне, решают задачи в два действия и не имеют проблем с таблицей умножения, уверенно выделяют корень и суффикс и пишут без ошибки "те самые" словарные слова.
Я не читаю ей Пришвина, Бианки (кроме разве, что истории про муравьишку), мне это просто не пришло в голову; мы не обсуждаем распределение продуктов по витаминам и отрасли экономики. Мы читаем сказки, обсуждаем инфляцию, потому что кризис; что конкретно палестинцы (именно это слово она и использует, а я - в шоке) не поделили с израильтянами (и это слово она тоже использует, и я снова - в шоке); почему вода в воздухе тонет, а воздух в воде - нет; зачем нужен ми-диез и экспериментируем со специями. Но всё это не попадает в аттестацию. Она знает всего два стихотворения наизусть и не помнит их авторов, играет в куклы и и подвергается насмешкам сверстников, потому что не знает, что такое "youtube".
Важная история тут другая. В школу я её не отдам. Не могу просто. Пока могу - не отдам. Я называю это интуицией. И поэтому я делаю, что могу. Отдаю её учиться музыке на скрипку, в балетную студию, иногда проглядываю статьи с советами, что читать детям. Если повезёт - идём в орнитологическую экспедицию или в поход. Иностранный язык - через ресурс в интернете, потому что папа очень устаёт на работе и никакой регулярности не получается, хотя его знаний хватило бы хотя бы на пресловутое ЕГЭ, а место, которое мне нравится - два часа в одну сторону.
А ещё я люблю математику. И физику. И хотя дочка этим не очень интересуется, и на этом пути "больше вопросов, чем ответов", (как сказал один мой знакомый, папа домашних детей). Но это то немногое, что я иногда делаю для своего ребёнка, внедряю через жизнь, хотя в большинстве случаев, если бы не пресловутое ЕГЭ, не стала бы этого делать. Конечно, она интересуется, но не так, как я слышала, некоторые дети - могут сесть над учебником и решать. Я так делала, но может быть от того, что другой информации не было. И информации по-другому не было. И мне нравилось сидеть над учебниками и жонглировать числами, а позже - формулами. А может - это темперамент. Когда я спрашиваю других, как они "заинтересовывают" математикой, то самое лучшее, что я слышала - пресловутое "красиво". Я испытываю другие эмоции. Для меня - это форма медитации, и не больше, если за этим не стоит никакого процесса. Или ещё один способ осознать реальность, как для кого-то музыка или рисунок. Я раз - и понимаю. Нарисовать одиннадцатимерное пространство не могу, вообразить не могу, но в формулу в одну строчку оно прекрасно помещается. И дочку этим не убедишь. Для неё "красиво" - это совершенно другие вещи. Поэтому для мотивации в нашем случае это не подходит. Мама, а откуда на Земле первая капля взялась? И почему не получается из соли такой же кристалл, как тот, что получился из коробки, купленной в магазине? И я не имею ни малейшего представления, как отвечать на все эти вопросы. Но доставать учебники и говорить - вот научишься считать, может тогда поймёшь, всё постепенно, язык не поворачивается. Потому что, когда она видит примеры на сложение - совершенно непонятно, при чём тут первая капля на Земле, или форма кристалла. Открывать громоздкие энциклопедии - тоже бесполезно, все вопросы и ответы типовые. Которые мы осваиваем, поднимаясь по лестнице образования, а не те, которые мы задаём и хотим получить ответ. И мне приходится думать и фантазировать. И, надо признаться, это ведь требует времени. И это - самое меньшее. Чаще оно и вообще не получается, а потом ты обнаруживаешь, что ребёнок не знает, что такое периметр и прямоугольник. Потому что время было потрачено, а то, что ответ не получен - он и не мог быть получен так скоро и без соответствующего интрументария.
Одна очень уважаемая мной дама советовала мне непременно сделать свой курс по физике, но я честное слово, не очень представляю - как и кому это может быть нужно, кроме экзамена по ЕГЭ и его комиссии. Но он - незримый монстр, подобный тому, что нарисовала моя дочка сегодня на листочке с примерами, напрограммированными для неё папой.
И тогда я нашла свой способ - это делегировать, но не дочь, а дочери. Хотя бы то, что касается математики. И даже это требует колоссальных усилий и поиска, потому что наша бытовая жизнь далека от необходимости наблюдать звёзды и делать из этого полезные выводы. Сейчас можно прекрасно без этого обходиться по сути.
Едем на машине. Давно и долго.
- Мам, скоро уже?
Я докладываю:
- Спидометр, показывает скорость 90 км/час. Мы едем на максимальной скорости, так что быстрее не получится. До пункта назначения - осталось 32 километра (проезжаем как раз щит). Ну и как? Скоро, или нет?
Думает, думает. Выдаёт.
- Быстрее, чем за полчаса. - Я выдыхаю от восхищения: оценка сверху!
Ремонт дороги. Ограничение скорости 60 км/час. Докладываю:
- Ремонт дороги. Ограничение - 60 км/час. Это грустно, но зато теперь легче считать. На щите написано 11 км.
- Ну, значит, через 11 минут.
- Да, значит, через 11 минут. По-моему, это скоро.
- И, по-моему, тоже. Скоро будем пить чай.
Когда я решила, что мы будем учиться дома, я думала, что справлюсь без проблем. Но это не получается. Не знаю, почему, но даже ходить на всякие развивалки и в Университет для детей, который теперь сделали в Москве какие-то талантливые люди я не успеваю - ни физически, ни эмоционально. И поэтому для меня каждая аттестация - маленькая смерть, потому что мой ребёнок не знает даже математику, как это требуется. Сидеть над учебниками не хочется, или "не можется" - уж не знаю. Потому что мне там многое не нравится. Почти всё. Схватывает она быстро, но не всё. И отчаянно скучает. Конечно, я могу заставить. И заставляю, когда уже некуда деваться, но наши домашние задачи очень люблю и коллекционирую, как величайшую драгоценность. И, в конце концов, именно на них и рассчитываю.
Ну и наконец, пока я фантазировала над своим собственным курсом по физике, то всё, на что мне хватило пока мыслей - это фиксировать сам процесс, как он есть. Потому что ведь вопрос о том, почему звёзды не сияют днём каждому ребёнку можно ответить по разному - опираясь на свой крошечный опыт и совместный опыт с ребёнком, и, между прочим, никак иначе, поэтому, наверно, у меня и не получается универсального курса по физике. Тем более, что в городе полно мастер-классов по всем направлениям, школ, университетов, дискуссий и наглядных опытов в интернете, магазинные наборы с экспериментами (которые муж-физик-программист, к слову сказать, просто обожает). Это каждый может без труда повторить. И я хотела написать что-то вроде руководства для мам, почему не надо бояться и что можно делать, чтобы вот это самое в ребёнке поддерживать и по возможности, развивать, на что опираться. И как его дотащить до ЕГЭ, не с объяснениями на пальцах (в Википедии всё написано), а даже и с формулами (которые тоже в Википедии все есть). Но я столкнулась с тем, что я вряд ли сама знаю - как. Но мне всё равно придётся это сделать. И поэтому я подумала, что если я буду делиться опытом в процессе, то, может быть, это сгодится кому-нибудь ещё. И, конечно, это будет происходить через призму наших дел, жизненных процессов, срезов личностей и профессиональных интересов, но может быть это поможет нащупать кому-то свои интересные задачи, вопросы и ответы. А пока я переведу язык процессов на язык формул, пройдёт, возможно, не один год. А, наверно, кому-то надо прямо сейчас. Мне, например.
- Как вы вышли из десяти? - спрашивает моя подруга.
- Не помню, наверно, я просила приносить её картошку для супа. Или мы делали конфеты к новому году, а потом надо было угостить всех многочисленных родственников поровну.
Я могу выкладывать сюда конкретные примеры, придуманные задачи из жизни и даже интересные ссылки.
Вот этим я хочу поделиться. Если это кому-нибудь надо. Я буду выкладывать истории, придуманные задачи, иногда - обсуждения, встречи и мысли. Как будто я веду курс по физике. Если хотя бы один человек ответит: "конечно, да".
И мне, конечно, будет интересна обратная связь и можно - вопросы. Но сразу предупреждаю - скорость ответов может быть весьма низкой. У меня очень нестабильное расписание и возможность участвовать.
И я постараюсь быть более лаконичной.
homeschooling,
физика,
обучение,
математика,
истории из жизни