"Вот если ребёнок (мальчик 9 лет, если это важно) не может расставаться с вещами, что это может быть, и как помочь?
Он хранит все упаковки от игрушек, все сломанные игрушки, все тетради (!) с 1 класса (а он уже в 3м). Одежду носит "до упора". Новой одежде радуется, но расставание со старой довольно трагично. Кое-как утешили, что одежда отправляется ЗНАКОМОМУ ребёнку (почему-то ему проще, если не "чужим"). Рваные носки приходится выбрасывать втайне, иначе вытащит из помойки и сложит в ящик, "чтоб были".
В ближайшее время предстоит (возможно) менять машину. Остальные дети в восторге, у сына - истерика. Убеждаем словами, что машине хорошо, когда она работает, когда детишек возит. Если мы купим новую, а старую оставим, то она будет просто стоять и ржаветь, и ей будет плохо. Он, вроде, соглашается с "теорией", но по факту видно, что ему аж больно от одной мысли о расставании с машиной. Чем в таких случаях можно помочь ребёнку? Муж настоятельно советует искать психиатра....
Если этот случай слишком конкретный, то, возможно, я сформулирую так: какие, по вашему, критерии того, что какой-либо случай достаточно сложный, что пришла пора искать помощи не психолога, а именно психиатра? "
- вопрос очень сложный. Часто одно и то же явление бывает и безобидным, и симптомом. Нужно смотреть на все остальное. поэтому только это качество, если все остальное не вызывает никаких волнений, вполне мирное - бывают такие архивариусы. (Кстати, иногда и в жизни пригождается - мне знакомые рассказывали, как одному дедушке придумали какой-то долг по квартплате сколько-то лет назад, а он возьми и притащи им аккуратно сложенные квитанции за последние 40 лет, они умолкли и отстали от него ;)). Для того, чтобы расстаться с вещью при необходимости, придумайте какой-нибудь смешной ритуал "прощания с машиной", рисуйте ее всей семьей, обыграйте как-то это событие, съешьте мороженое в ее честь, в конце концов. В общем, вывернуть все это наизнанку, вместо того, чтобы успокаивать и утешать.
Второй вопрос сложнее - о критериях. Видите ли, я с годами все больше склоняюсь к мысли, что какое-то явление это данность, а не проблема. Как Жванецкий говорил - не лечат, а отмечают :) понятие "нормы" довольно зыбкое. ну и психологи такие специалисты, что по какой-нибудь мелочи могут диагноз поставить, вон пишут - ребенок в три года цвета не отличает - отставание в развитии. так можно по этой логике вообще всех в одну большую психушку сдать, на всякий случай. так что если вы меня спросите о критериях - не знаю, что и написать.