ответы на вопросы - вопрос 1

Dec 16, 2015 13:24

"Марина,как Вы считаете,до какого возраста формируется личность ребенка?До какого возраста желательно физическое присутствие и активное участие в жизни детей?
В связи с чем возник этот вопрос:есть ни один пример того,как дети из семей с традиционным укладом уезжали учиться в Европу(возраст 18+),где как мы знаем идет сильное отклонение от традиционных семейных ценностей,и возвращались оттуда с полным раздраем в голове.То есть они там сформировали определенные взгляды под воздействием среды,но это не принесло им душевного покоя.Что это?Отсутствие жизненных установок?Что упустили родители?И если бы эти дети прошли этот этап жизни рядом с семьей,были бы они другими?"

спасибо всем за ответы, теперь напишу то, что думаю сама. я совершенно согласна с теми, кто писал, что личность формируется всю жизнь, и в любой момент жизни возможен поворот в любую сторону. Только не согласна, что родители воспитывают ребенка всю жизнь, и передают свои ценности взрослому ребенку :) я думаю, что взрослый все-таки формируется прежде всего не за счет влияния родителей.
По поводу описанной в вопросе ситуации - я думаю, что здесь несколько пунктов:

1. в любом случае человек не может быть в одиночестве. всегда нужна "своя" компания, какая-то группа поддержки. даже посмотрите у нас - как часто мамы пишут, что им тяжелее всего именно от непонимания окружения! и уж тем более юноше или девушке. то есть, если ребенок отправляется куда-то вдаль,нужно, чтобы там была какая-то соответствующая прослойка. и могу сказать, что и в Европе есть люди с традиционным укладом.
2. я думаю, что самое вредное - прятать от ребенка информацию и реальность. я не говорю, что нужно с детства его пустить в свободное плавание. но и ситуация, когда ребенок в 18+ лет узнал о каких-то явлениях - она ненормальна. мне кажется, что с детства нужно просвещать ребенка, что бывает в мире, и формировать отношение к этому. на мой взгляд, это служит профилактикой в некоторой степени (в 100% никто ни от чего не застрахован). то есть, чтобы когда-то не сработал эффект новизны и желания узнать, что же это такое. мы обсуждаем с дочерью социальные проблемы, я стараюсь сформировать нужный мне взгляд на это и отношение к этому (дочери 9.6).
3. умение противостоять общественному мнению сложное и для взрослых, не то что для детей или подростков. и сказать "делайте то и то, и оно сформируется" - невозможно. опять же, на это умение не влияет тип семьи (то есть, предположить, что из традиционных семей или домашние дети не умеют противостоять было бы неправильно). думаю, здесь сумма факторов - и научение, и характер от природы (бывают такие упрямцы, их бульдозером не сдвинешь со своего мнения), и социальный опыт (то есть в детстве мог выстоять против обидчиков и тп).
4. "сформировали взгляды под воздействием среды" - мы не можем жить в идеальном мире и прятать детей от "среды". поэтому нужно формировать не только систему ценностей, но и умение фильтровать то, что поступает извне.
и вот тут я опять не соглашусь с комментаторами, что родители должны служить эталоном и компасом, на который оглядываются дети. во-первых, у родителей тоже в любом возрасте может крышу снести на свой лад. во-вторых, этот постулат подразумевает, что родители само совершенство (хотя за комментаторов не ручаюсь, но о себе такого сказать не могу :)). в-третьих, получается, что дети должны стать "как мы", а это совершенно не так. я считаю, что родители должны передать детям эталоны - не СВОИ эталоны. а абсолютные эталоны. для меня это библейские истины и вера, для других может быть что-то иное. но у ребенка должно быть нечто, с чем он сверяется, когда родители не рядом или вообще умерли. мы не можем вести детей за руки всю жизнь, и говорить им "что такое хорошо, а что такое плохо", важнее научить принципам отличения добра и зла, а не лезть в каждую мелочь их взрослой жизни.

нравственное воспитание, вопросы Марине Озеровой, общество

Previous post Next post
Up