Творчество

May 08, 2015 22:06

Часть 1. Творческое мышление, как я его вижу.

Для меня творческое мышление это мышление цельное, автономное, созидательное. Это умение переключать анализ и синтез и обратно, умение абстрагироваться и мгновенно разглядеть с высоты своего обобщения детали, увидеть и оценить их значимость. Это готовность отвечать за принятое решение, это отсутствие сладкого бремени коллективной ответственности за спиной. Поэтому творческое развитие ребёнка для меня это не набор умений петь, танцевать, рисовать, более того - эти навыки и конкретные действия второстепенны. Мне кажется, детское творчество ценно не тем, что ребёнок вырастет и станет великим художником, или лауреатом, или дизайнером, певцом, кинорежиссером. Может быть, не станет. Даже скорее всего. Но пробуя себя в разных областях он разработает мощный генератор идей, образное мышление, умение формулировать и решать задачу в общем виде. Для меня творческий человек - это не тот, кто пишет картины, издаёт свои книги или танцует в лучших концертных залах. Это мирообразующий человек, мастер максимально безусловного существования. Да, безусловного - ему не нужны специальные условия для созидательной деятельности, не нужна полная тишина для гениальных творений, он сам формирует мир вокруг себя.
Для меня творческое развитие моего ребёнка определяется тем, сколько времени он потратил на самостоятельное решение, прежде чем обратился за помощью. Сколько попыток он сделал, прежде чем сказал “я не могу”. Насколько малую часть алгоритма он попросит выполнить за него. Как он провел время. Многие дети, делая что-то, едва окончив, начинают кричать: “смотри, что я сделал! Смотри, как я умею!” я считаю очень важным показать свою заинтересованность этим процессом, но не бросить формальное “молодец”, а именно продемонстрировать участие, одобрение, подбодрить. Не обязательно оценить результат, сам процесс тоже. Моя дочь часто стала просто сообщать мне: “мама, мы делаем что-то умное!” Да, это бальзам на моё материнское сердце. Дети не крушат квартиру, не делят игрушки, не занимаются ерундой. Они делают что-то умное! Сами по себе! Это же прекрасно!

Недавно в журнале одной мамы я увидела заметку о том, что, мол, сколько неформалов относится к воспитанию своих детей формально, дежурно. Сколько знамен за свободу было порвано на баррикадах, а теперь эти люди покорно отдают своих детей на медицинские опыты и социализируют в саду, чтобы ребёнок...вырос такой как все! Творческие люди, художницы с дредами и музыканты в косухах. Интеллигенты. Наверное, всем знакомо имя Захара Прилепина. Оппозиционер, борец, оригинал, писатель, эссеист и публицист. Ведет блоги, авторские колонки, не прозябает в бедности и разносторонне образован. Живет в стране, где есть как минимум четыре легитимные формы внешкольного образования и сотни экспериментальных, новаторских школ на любой вкус. Творческий человек, написал десяток романов и десятки рассказов. http://zaharprilepin.ru/ru/columnistika/medved/detki-v-kletke.html - про школу. Про неизбежность школы. У моих родителей в доме тоже собираются творческие люди. И они все обсуждают абсурд современной системы образования. Иронично, вкусно и интеллигентно поливают школы, в которые завтра поведут своих детей. Мне да, мне очень важно, чтобы моим детям хватило творческого потенциала на решение жизненных проблем.

Часть 2. Творчество девочки шести лет за сегодня.

День начался с того, что я вчера перепутала день именин среднего сына, и объявила их сегодня. По старому стилю. В связи с этим с утра пораньше Ксюша ускакала на крыльцо делать подарок. Из бумаги был сделан кулек, в него напихан букет и записка с поздравлением. Да, не экспонат для Русского музея. Но очень мило. Творчество. Знаете, у меня есть знакомая семья, интересные такие люди. Туристы-дикари, ездят на всякие встречи, мастер-классы, сознание расширяют, и дети такие же, разносторонне развитые. У них никогда не возникает проблемы, что подарить. Берется любая поделка из сада (частного сада с программой свободного развития) и вуаля.

Потом встали мальчишки, и все отправились во двор. Там катались на великах, играли в песочнице и ждали меня, я уехала в магазин. После завтрака Ксюша поиграла на фоно, попыталась подобрать песню. Подобрать не получилось, спела так. Потом ходила по дому и пела куплеты своего сочинения. Как чукча, что вижу, о том и пою.

На фоно нашли функцию воспроизведения шаблонов, и начались танцы. Не тодес, чего уж там. Однако полет мысли, руки, ноги и слуха на лицо. Под конец танцы стали больше похожи на спортивные упражнения, и Ксюша ушла в другую комнату учиться делать колесо. Делание колеса это наше ежедневное занятие, на гимнастике она не доучилась до этого момента, с акробатики мы ушли, нам не понравилось. Так что ребёнок каждый день пытается сам сделать колесо. Творческое занятие? Более чем. Колесо выходит какое-то косое, но всякие побочные эффекты типа развития равновесия, тренировки мышц и работы с растяжкой никуда не денешь. Она себя чувствует! Она творит собственное тело, разве это не чудо? Разве это меньше картины или стихотворения?

После обеда катались на велосипедах. Для кого-то, кто ездит давно, это занятие механическое. Для Ксюши, наверное, уже тоже. А вот для её среднего брата вполне творческое, потому что он не умеет тормозить и боится останавливаться, и у нас пока каждый раз как первый раз со всей гаммой переживаний. Каждый раз вместо того, чтобы затормозить или остановитья, Арсений вынужден искать подходящее и безопасное действие. Встать у стены, мягко въехать в мужика, который остановит легий велик, крутиться вокруг меня, пока я дойду, орать на всю улицу, чтобы прохожие разбежались сами, или закрыть глаза и спрыгнуть с велика?

Потом Марк спал, дети играли в сюжетно-ролевую игру. Занятие вполне творческое, даже с использованием заимствованных персонажей. Что интересно, все золушки, принцессы, эльзы и прочие красавицы наделяются ребёнком или в крайнем случае щенком. Они обязательно ходят на рынок и готовят еду, а в свободное время танцуют на балу и позволяют спасти себя от крокодила.

После того, как брат проснулся, Ксюша стала строить замок из песка. Но особо развернуться не удалось, потому что вокруг ездил трактор и все ломал, поэтому обошлось одной башней, после чего старшие дети пошли раскрашивать раскраску.

Лирическое отступление про раскраски и прочие шаблоны для творчества. Я их не покупаю сама, но с благодарностью принимаю в дар. Да, наверное, для развития это не полезно, но и не опасно. Это мое свободное время. Я помню, когда Ксюша была маленькая, ей подарили огромную новогоднюю раскраску. Она валялась без дела, пока я не нашла ей применение. Ко мне приходила подруга поболтать, и мне, конечно, хотелось, поменьше отвлекаться на ребёнка. Мы клали раскраску на пол, ложились вокруг и все красили снеговиков и ёлки. Ксюша номинально была занята с мамой, мама болтала о своём, и все довольны. Потом я сделала к картинкам смешные надписи, подруга пририсовала разные предметы, а Ксюша рассказала, кто с кем в родстве. Интересно так же то, что и моя сестра и дочь практически никогда не раскрашивали ограниченную область одним цветом, они искали оттенки, играли со светотенью, пририсовывали узоры.

Так вот. Раскраски были про ангелов, и Арсений задавал много вопросов. Тут появилось целое творческое поле для всей семьи - Арсений задавал вопросы, Ксюша вещала ответы, параллельно делая экскурс в Ветхий и Новый Завет, а я резала картошку. Поскольку Ксюша пересказывала с некоторым догматическим отступлением, мне пришлось включить детский катехизис не отходя от плиты. Так, чтобы не прервать её рассказ, но и восстановить общепринятную версию повествования.

Перед ужином мы гуляли на площадке, где стоял высокий турник. Там Ксюша вертелась, испытывала себя, придумывала упражнения и висела вниз головой. Пока она всё это делала, подростки, сидящие на скамеечке напротив, сосредоточенно молчали. Смотрели. Когда мы уходили, я увидела, что мальчишки двинулись к тому же турнику, хотя он очень старый, и местные на него вообще не обращают внимания. Конечно, Ксюша не делала ничего сногсшибательного, особенно если учесть два года спортгимнастики в анамнезе. Можно было качаться на качелях, кататься на каруселях, копаться в песочнице. Но она предпочла какие-то придуманные действия на испытание себя, на преодоление. Творчество.

физическое развитие, цени что имеешь!, творчество, самореализация, умственное развитие, танцы, самоорганизация

Previous post Next post
Up