Кое-какие предварительные результаты домашнего образования

Apr 12, 2014 14:58

Недавно был пост с вопросом о конкретных примерах детей, выросших без садика и школы. Если кому-то интересен мой опыт, скопирую сюда из своего журнала:
http://nezhdana-rus.livejournal.com/8990.html
В последнее время в сети и в жизни часто наталкиваюсь на пожелания привести пример конкретных результатов детей, которые учатся дома. Попробую описать свой практический опыт на примере двух детей (дочь - летом будет 11 лет) и сын (почти 7). Дети выросли без садика, дочь сейчас закончила 5 класс, сын - первый. Конечно, возраст детей еще совсем небольшой, поэтому результаты - строго предварительные. Как будет дальше - Бог знает. По сути, это своего рода эксперимент - воплощение в реальности нового подхода к жизни, опыта чего у меня нет.

Первый вопрос у тех, кто узнает, что ребенок не ходит в школу: А как же социализация? То бишь как ребенок без школы научится жить и работать в человеческом обществе, в коллективе?
Во-первых, нормальный средний человек все же большую часть своей жизни проводит в семье, а не в коллективе. Соответственно подготовка к жизни в семье более важна, чем подготовка к жизни в коллективе. Что подразумевает жизнь в семье? Умение ладить с людьми, которые пришли в твою жизнь надолго, и даже навсегда. Коллеги и друзья каждый вечер расходятся по своим семьям. Дружба и особенно отношения в трудовом коллективе, как правило, имеют место в определенный период времени.
Умение жить рядом с человеком, таким, какой он есть. Умение терпеть недостатки человека, который тебе по настоящему близок и важен. (а не безразличен по большому счету, как сосед по парте или коллега по цеху). Умение организовывать быт, без которого зачастую семьи просто рушатся.
Умение выстраивать отношения с разными поколениями. Уживаться со стариками, проявляя заботу о них. Воспитать детей, передав им свои ценности, свою культуру. Чтобы они стали продолжением тебя, а не отрицанием.
Возможно ли научиться всему этому, если дом, по сути, превращается в ночлежку? Утром все ушли в разные места, вечером пришли настолько уставшие от постоянного пребывания на людях, что им уже не до нормального общения друг с другом, да и домашние дела никто не отменял. А в выходные или на каникулах каждый утыкается в свой экран, воспринимая близких как досадную помеху интересному зрелищу.
А как с этим у нас? До трех лет мои дети вообще не хотели ни с кем общаться. Им было достаточно семьи, особенно мамы, то бишь меня. Потом постепенно начали общаться с другими детьми (дети знакомых). После 4 лет начали ходить на кружки (я предлагала, куда хотели, туда и шли). К 6 годам у каждого была куча приятелей и разнообразные интересы. Общение как со сверстниками, так и со взрослыми проходит успешно.
Дома мы тоже много общаемся. Просто болтаем, обсуждаем прочитанные книги и просмотренные фильмы, и самые разные вещи вплоть до философских вопросов.
Летом живем в деревне даже без интернета, в глуши, встречаемся с кем-либо из посторонних редко. Ничего так живем, вместе вполне нормально и интересно. И со сверстниками поиграть детям тоже интересно.
То есть каких-либо проблем по сравнению с «коллективными» организованными детьми у нас нет.
Зато есть плюсы. Мои дети не ругаются матом. Вообще. Даже когда споткнутся на ровном месте или ударятся.☺ У них развита речь, богатый словарный запас. (Потому что общаться приходится со мной (высшее филологическое образование) и кучей других разновозрастных людей нашего круга общения), где читают книги и не ругаются матом.
Я ни разу не слышала от своих детей хамских и вообще непочтительных высказываний в мой адрес.
Общаются между собой по-разному. Иногда и подерутся. А иногда - тишь да гладь, любо дорого смотреть на совместную деятельность самого разного плана. Я думаю, что им будет легче чем мне, единственному ребенку, выстраивать отношения с противоположным полом и уживаться в быту, так как соответствующие навыки тренируются с детства.
А последний год с небольшим тренируется и еще один важный в жизни навык - уход за младенцем. Поскольку бабушка умерла, а на няню денег нет, детям часто приходится сидеть с мелким - покормить, уложить спать, помыть и переодеть, когда сделает свои дела. Со всем этим справляются без проблем. Даже шестилетий ребенок часа 4-6 запросто может побыть один дома наедине с годовалым младенцем. И по приходу домой я в очередной раз убеждаюсь, что все прошло как надо. Он определенно будет хорошим папой.

Первый вопрос у тех, кто узнает, что ребенок не ходит в школу: А как же социализация? То бишь как ребенок без школы научится жить и работать в человеческом обществе, в коллективе?
Во-первых, нормальный средний человек все же большую часть своей жизни проводит в семье, а не в коллективе. Соответственно подготовка к жизни в семье более важна, чем подготовка к жизни в коллективе. Что подразумевает жизнь в семье? Умение ладить с людьми, которые пришли в твою жизнь надолго, и даже навсегда. Коллеги и друзья каждый вечер расходятся по своим семьям. Дружба и особенно отношения в трудовом коллективе, как правило, имеют место в определенный период времени.
Умение жить рядом с человеком, таким, какой он есть. Умение терпеть недостатки человека, который тебе по настоящему близок и важен. (а не безразличен по большому счету, как сосед по парте или коллега по цеху). Умение организовывать быт, без которого зачастую семьи просто рушатся.
Умение выстраивать отношения с разными поколениями. Уживаться со стариками, проявляя заботу о них. Воспитать детей, передав им свои ценности, свою культуру. Чтобы они стали продолжением тебя, а не отрицанием.
Возможно ли научиться всему этому, если дом, по сути, превращается в ночлежку? Утром все ушли в разные места, вечером пришли настолько уставшие от постоянного пребывания на людях, что им уже не до нормального общения друг с другом, да и домашние дела никто не отменял. А в выходные или на каникулах каждый утыкается в свой экран, воспринимая близких как досадную помеху интересному зрелищу.
А как с этим у нас? До трех лет мои дети вообще не хотели ни с кем общаться. Им было достаточно семьи, особенно мамы, то бишь меня. Потом постепенно начали общаться с другими детьми (дети знакомых). После 4 лет начали ходить на кружки (я предлагала, куда хотели, туда и шли). К 6 годам у каждого была куча приятелей и разнообразные интересы. Общение как со сверстниками, так и со взрослыми проходит успешно.
Дома мы тоже много общаемся. Просто болтаем, обсуждаем прочитанные книги и просмотренные фильмы, и самые разные вещи вплоть до философских вопросов.
Летом живем в деревне даже без интернета, в глуши, встречаемся с кем-либо из посторонних редко. Ничего так живем, вместе вполне нормально и интересно. И со сверстниками поиграть детям тоже интересно.
То есть каких-либо проблем по сравнению с «коллективными» организованными детьми у нас нет.
Зато есть плюсы. Мои дети не ругаются матом. Вообще. Даже когда споткнутся на ровном месте или ударятся.☺ У них развита речь, богатый словарный запас. (Потому что общаться приходится со мной (высшее филологическое образование) и кучей других разновозрастных людей нашего круга общения), где читают книги и не ругаются матом.
Я ни разу не слышала от своих детей хамских и вообще непочтительных высказываний в мой адрес.
Общаются между собой по-разному. Иногда и подерутся. А иногда - тишь да гладь, любо дорого смотреть на совместную деятельность самого разного плана. Я думаю, что им будет легче чем мне, единственному ребенку, выстраивать отношения с противоположным полом и уживаться в быту, так как соответствующие навыки тренируются с детства.
А последний год с небольшим тренируется и еще один важный в жизни навык - уход за младенцем. Поскольку бабушка умерла, а на няню денег нет, детям часто приходится сидеть с мелким - покормить, уложить спать, помыть и переодеть, когда сделает свои дела. Со всем этим справляются без проблем. Даже шестилетий ребенок часа 4-6 запросто может побыть один дома наедине с годовалым младенцем. И по приходу домой я в очередной раз убеждаюсь, что все прошло как надо. Он определенно будет хорошим папой.

homeschooling, 10-12, семья, 6-10, социализация

Previous post Next post
Up