По следам вчерашней трагедии в московской школе.

Feb 04, 2014 10:41

Я у себя разместила и тут повторю.

Пишет женщина, которая работает в системе образования. Пишет о том, что могло поспособствовать вчерашней трагедии в школе в Отрадном:

ВСЁ, что делается в сфере образования и воспитания детей и подростков, ведет именно туда, невзирая на то, что мыслящие неравнодушные педагоги замотались писать бесконечные петиции и обращения:

1.бумажная отчетность в школах выросла за последние 3-5 лет в 10 раз. Учителям реально некогда поднимать глаза на детей, я не устаю удивляться тем, кто это еще по старой привычке делает; (а, кстати, посещение театров сейчас тем же учителям вменят в обязанность); ЛИЧНОСТЬ учителя, ПЕРСОНАЛИЗАЦИЮ убирают всеми силами изо всех воспитательных сфер - что основного, что дополнительного образования;

2.все слияния школ, под которые попали и самые интересные, идейные - тоже обслуживают эту задачу: убрать ПЕРСОНАЛИЗАЦИЮ взаимодействия учителя и ученика.
Уже рассказывала - моя хорошая знакомая отвечала в СССР за работу с трудными детьми в школе. Она работала в то время в школе в микрорайоне, где все квартиры получали строители Москвы - так называемая "лимита", и "трудными" определялись не двоечники или еще кто, а реально стоящие на учете в детской комнате милиции, дети, чьи родители лишены прав и т.д. Контингент еще тот. Переломанные судьбы и океаны недетского горя. Я такие истории потихонечку подслушивала - волосы дыбом встанут. И большинство этих детей вышли во взрослую жизнь нормальными людьми, и я и сейчас знаю, как они. У многих все хорошо. Потому что

- у многих был родственник, глубоко включенный в ребенка и значимый для него: старшая сестра, бабушка, двоюродная тетя - неважно. Эта моя знакомая в том числе должна была отыскивать такую "точку силы" в проблемной семье, и ей органами выделялись полномочия вместо родительских;

- в школе работало много неравнодушных учителей, и каждому находился педагог, с которым у ребенка устанавливались особые отношения, и этот взрослый серьезно влиял на него и поддерживал (я как-то рассказывала историю, как девочку, воровавшую из карманов в раздевалке мелочь, привели к завучу на разбор, а первое, что спросила завуч тихим участливым голосом "Юля, ты ела что-нибудь сегодня?");

- никакой идеологии успеха в советской школе не существовало. Наоборот, нас учили тому, что "Петечкин неграмотно пишет на русском, но зато смотри, какой скворечник смастерил!". Сейчас во многих школах изо всех сил поддерживается дух конкуренции, возвеличивания способностей, эти пресловутые "портфолио" работают на то же. Люди мыслить начинают по-другому, когда собирают портфолио - свое ли, детское. А учителя ведь и свое обязаны собирать: бесконечные курсы повышения, семинары, конкурсы - это обязанность! (вместо того, чтобы сосредоточиться на ребенке). Учителю доплачивают за отличников, за олимпиадников, за хорошо сдавших ЕГЭ - он сам уже начинает оценивать учеников как куриц, несущих золотые яйца или проблемы.

3. все рефлексирующие, рассуждающие, нравственные предметы - в первую очередь литература, история - выхолощены до предела. Не учителем, программой! Учителю некогда говорить и рассуждать, призывать к этому учеников, он должен натаскать на знание текста, на умение написать эссе строго по определенной схеме. Бесконечные тесты!
Мимоходный пример из теста: вопрос - отчего умер Соколко? Призываю! Напрягитесь, ответьте! Это - вместо живого разговора о произведении. Учитель опять же ДУМАТЬ по-другому начинает, если от его учеников требуется умение отвечать на эти дебильные тесты.

4. теперь не про учителей. Бабушек как институт почти изжили. Родители живут в системе, где нет никакого соблюдения трудового кодекса, и отцы, и матери впахивают на своих ненормированных рабочих днях, и им просто некогда или нет сил интересоваться детьми; в том числе хотя бы примитивно следить, во что и сколько играет на компе подросток - я уж не говорю о тонкой работе, требующей большого количества душевных сил и времени - налаживании тесного контакта, душевного общения; отпуска разбиты на крохотные кусочки - хватит только сгонять на 8 дней в Турцию, с аниматорами или дискотеками прямо в отеле;

5. система допобразования, впускающая в себя толпы детей и подростков, разрушена. Вы просто еще не увидели. Дети еще больше станут предоставлены самим себе;

6. кинопродукция для подростков, начавших самостоятельно ходить в кино - нет слов. Любые комп игры, даже созданные для преодоления страха убийства для спецпрофессий - в свободном доступе.

И вот ещё декан психфака МГУ:

"Проблема не в четверке по географии, а в том, что накопление аффекта, изменение его эмоционального состояния прошло незамеченным как для педагогов, так и для родителей, и для одноклассников", - говорит эксперт.

школа, 12-16, психология, общество, Россия

Previous post Next post
Up