к теме "сосок" и "жевок" младенцам у крестьян

Jan 31, 2014 12:16

это отрывок из моей личной переписки с знакомым, разговор был по другому поводу, но вот к антисанитарии и смертности младенцев от нее и от голода вставлю отрывок:

Монография В. Ю. Лещенко "Русская семья (XI - XIX вв.)", СПб, 2004 г.

Глава "Роды", сс. 247-281

Относительно самого материала. Это прежде всего, всякие книги из сохранившихся от Руси до начала работы ученых (т.е. до 19 века). Они, по большей части, дают материал отрицательного характера (сборники законов, церковные предписания и поучения говорят о нарушениях и о наказаниях за них, материала положительного в них немного). Положительный материал получается автором из второй части источников - записях многочисленных этнографов, работавших в самых разных областях России в 19-нач. 20 веков (положительным я его называю не потому, что он мне нравится, а потому что он описывает имеющееся положение вещей).

Во-первых, практически повсеместно на Руси в 19 веке беременность скрывали от максимального количества людей, в т.ч. от мужа. По этой причине женщина продолжала выполнять все лежащие на ней работы вплоть до непосредственно родов. Отсюда нередки случаи родов в поле и выхода на продолжение тех же работ уже на следующий день. Во-вторых, беременная считалась существом нечистым и, по умолчанию, социально-магически опасным, поэтому в домах рожали крайне редко. Обычное место родов (за исключением больших холодов) - баня (часто нетопленная), рига, хлев, нередко скотный и просто двор. Ну, о санитарии, сама понимаешь, насколько можно тут говорить :) Сам процесс родов... ну, это вообще отдельная песня. Кое-что упоминается у М. Булгакова в "Записках юного врача", тут же дело представлено в такой красе... особенно, если роды были трудные. Мама дорогая! Интересная, кстати, особенность - участие мужа в родах. В одних губерниях оно категорически не допускалось, в других было безразлично, в третьих столь же категорически предписывалось. Одена тогда не читали :)
Послеродовый период - естественное продолжение предыдущего. ГВ могло начинаться в разных местах как на 2-3 день (т.е. молозиво праактически мимо - опять же, с современными исследованиями о его пользе знакомы не были), так и на 8-й и позже. Чем ребенок жил? Помимо упомянутой соски из пережеванного ржаного хлеба в тряпочке - коровье молоко (где была корова; о его алергенных свойствах тогда тоже не знали или не парились на этот счет). Но в целом, ГВ в русской деревне 19 в. продолжалось до 1,5-4лет. Относительно мытья (купания) ребенка - здесь все подчинялось народным (языческим) представлениям. В целом могу сказать: антисанитария - норма жизни тех людей. Чего стоит, например, обычай новорожденного заворачивать в грязную рубаху отца. Или мыть его сразу после родов, а в следующий раз - только через год. Ну и много всякого такого, что нам мало понятно. Воззрение на использование любых акушерских инструментов при родах как на грех. Разделение повивальных бабок по статусу, в рамках которого она может выполнять только определенный набор действий (например, принять роды, но пуповину может перерезать только бабка другого статуса, а она живет в другой деревне, ее надо позвать-привезти скрытно ото всех, и ребенок может так и жииь с последом на пуповине сутки и больше). И т.п. В общем, я не удивляюсь столь высокой детской смертности в дореволюционной России, о которой нам еще в школе говорили. Вот эта сфера вокруг зачатия-беременности-родов-периода после, мне кажется, была затронута христианским влиянием в крестьянской среде в минимальной степени, будучи как бы "естественной", а потому в ней цвели пышнейшим цветом самые странные и дикие суеверия. Кстати, многие из них живы и по сей день даже в нашей городской среде, сам сталкивался, даже не представляю, что там на селе... Религиозная (языческая) подоплека давно потеряна, но сами они живут. Главное, что жива сама основа, рождающая эти суеверия (не только в этой сфере) в сознании (м.б. в подсознании?) людей, некоторые суеверия образуются буквально на глазах :(

стереотипы, история

Previous post Next post
Up