Была у меня в гостях подруга, и что-то зашла у нас речь про орнаменты и украшения, коих у меня дома, как в мещанской лавочке, полно. И сообщила она мне потрясающую вещь, что на курсе по этнопсихологии, который она посещала для общего развития, ей рассказали о том, что до четырехлетнего возраста ребенка должны окружать только орнаменты родной для него культуры. Ссылок по теме подкинуть не смогла, ибо это был лекционный материал.
Вот я теперь думаю, где бы почитать об этом. Может быть кто-то слышал и просветит меня дремучую.
Может пора уже прятать все инородные узоры?
UPD Нашла статью
ОРНАМЕНТ КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ НЕВЕРБАЛЬНЫХ СМЫСЛОВЫХ УСТАНОВОК UPD 2
Видимо несерьезный тон, которым был написан заглавный пост сильно повредил его смысловому восприятию. У читателей сложилось мнение, что я уже готова огнем и железом искоренять графические проявления иной культуры, обосновавшиеся в моем доме, и они поспешили меня успокоить, мол все это фигня, и я вполне могу кормить своего ребенка с тарелочки с армянским орнаментом, не опасаясь деструктивных последствий этого действия. =)
На самом же деле на создание этого поста меня сподвигла крайняя заинтересованность. Ведь если вдуматься, то теория говорит о влиянии визуальных образов на формирование мировосприятия. Ведь никто же не будет спорить, что «в искусстве раскрывается душа народа» (или как там об этом пафосно говорят культурологи?).
Мы выбираем сборник сказок какого-то народа, и отдаем предпочтение тому, где текст проиллюстрирован оригинальными произведениями графики этого же народа (или хотя бы в том же стиле). Никто не будет спорить, что китайская живопись отличается от итальянской так же, как и китайский образ жизни от итальянского. Подумайте, любая культура (будь то ограниченная временными рамками или рамками субкультурного объединения) самоидентифицируется посредством визуальных образов. Что вы представляете себе, когда слышите «модерн», «авангард» / «готы», «футбольные фанаты» - для каждого из них можно создать избыточно характеризующий их орнамент, пусть это даже будет чередование разноцветных полос, как для футбольных болельщиков.
Так может орнамент или другой графический элемент характеризовать мышление культурной группы, его применяющей? Даже не обсуждается. А может влиять на формирование образа мира? Мне кажется, да. Ведь здесь, как и в других проявлениях социальной жизни, производное одновременно является и творцом.
Теперь то, что касается детей и родных орнаментов. Порыскав в Интернете, я нашла только указанную выше статью об орнаментах и этнической идентификации. В статье описано исследование, проведенное на молодых людях (студентах) и детей ни в коей мере не касающееся. Среди выводов стоит выделить один, весьма интересный, о том, что этнические меньшинства (в данном исследовании русские) на подсознательном уровне имеют склонность к принятию культурных установок большинства (в д.с. башкир). Из этого, при наличии определенного уровня воображения и собственной исследовательской практики, преподаватель вполне мог бы заключить, что графическая среда определяет культурные установки.
Установленные возрастные рамки (до 4 лет) тоже кажутся вполне логичными, поскольку кочуют из одной теории в другую, и кажется, что в этот период определяется вся жизнь ребенка, начиная от склонности к путешествиям и заканчивая требованиями к потенциальному партнеру. В общем, я склоняюсь к мысли, что эта теория - порождение богатого исследовательскопсихологопедагогического опыта некоего преподавателя, ведущего курсы по этнопсихологии =). Но если кто-то в курсе современных веяний в этой области, с радостью дам себя переубедить. В конце концов Интернет - не самый надежный помощник в поиске специализированной научной литературы.