Sep 17, 2013 04:04
Всем доброго дня!
По горячим следам прошу у вас взгляда со стороны, разумной критики и совета.
Очень хочу, чтобы отец и сын не сталкивались лбами.
Итак, ситуация.
Сын (2,10), чувствительный ребенок, левша, добрый, отзывчивый, активный и смелый мальчик, месяц назад разговорился. С говорением пришла кипучесть в эмоциях, например, я прошу его идти в кровать - кричит "нет!" и чтобы я как следует поняла, как сильно он не хочет туда идти, руки в боки и нападает на меня. Я пресекаю, проговариваю, учу проговаривать эмоции. В ситуациях, когда эмоция очень им завладевает (как правило, с негативной окраской) и он не может ее описать (не хватает словарного запаса или не может сформулировать), добавляет визуальных красок (может замахнуться, но не ударить; бросить мяч в сторону "противника", крикнуть воинственное "Ващ!!!!" (мы с мужем переводим как "Да хватит уже!" или "Не желаю тебя видеть и слышать!")...
Яркие пример: Сын очень хочет на прогулку, жаждет покататься на беговеле, оделись, закрываем дверь квартиры (1 этаж), через 5 секунд сын проезжает мимо консьержной (он уже поглощен будущей поездкой), и тут консьержка (хорошая женщина) выглядывает и...начинается: "Захарка...Ты куда? Привет, Захар!", самое мягкое, что он может выпалить это безапелляционное "Пока!", консьержка начинает с юмором причитать "Нет, не пока! Надо сказать "Привет!" и далее в таком же духе, на что сын машет в ее сторону рукой и кричит "Вааааащ!". Не подумайте, пожалуйста! У нас так в семье не принято разговаривать и отмахиваться от людей. Я и консьержку понимаю, она плохого ему не хочет, любит детей и все тут, но ему уже туда надо, на улицу, он уже думать ни о чем не может, а она привыкла к общению с ним, он до двух с половиной лет к ней в консьержную рвался каждый день на кнопочки понажимать.
Это "Ващ!" в отношении меня не используется, потому что я рядом постоянно, когда закипает, эмоции считываю на раз, проговариваю и сын остывает. Хуже дело обстоит с мужем. У него ненормированный рабочий день, приходит в 8-9-10, сын уже, как правило, на полпути к кровати и сильно восприимчивый. Вот мы заигрались перед сном в железную дорогу, муж на звонки не отвечает, поэтому у порога не встречаем, увлеченно играем. Звонок в дверь, я открываю, заходит муж, улыбается, радуется при виде нас, а сын мыслями еще в игре, вроде и папу рад видеть, но не доиграл, не наигрался... Муж: "Захар! Я так рад тебя видеть! Иди, обнимемся!", разводит руки в сторону и ждет, через секунду сын кривит лицо и папе летит заветный "Ващ!", сын начинает хлюпать и тянет меня за руку в комнату "Играть, мам!"...Папа обижается, кричит, ставит ультиматум, долго читает отповедь сыну, краски меркнут, сыну не по себе, но он не отступает "Мам, играть!"
Что после этого делать?..как-то особенно готовить сына к всегда неожиданному папиному приходу? Говорю мужу, что у них представление о времени смутное, что неплохо бы приходить в одно и то же время и пораньше, чтоб сын не такой уставший был (приходит ведь всегда под занавес и актер уже измотан), чтобы успевали поиграть и провести время вместе. Не устаю повторять, что мы оба такие с мужем (если мы сконцентрированы и нас отвлекли, считай, разбудили спящий вулкан) и Захар - сын своих родителей (я и муж оба - чувствительные, оба - левши).
У мужа от этих сыновних выпадов просыпается стереотипное мышление "Я - плохой отец", "пора заняться воспитанием сына", "он меня не любит" и мир рушится. Сегодня сказал, что хочет приходить домой и видеть, что ему рады, а не что нам так хорошо вдвоем, что мог бы и вообще не приходить...(((( При этом через полчаса муж и сын прекрасно играли вместе после того, как сын подарил папе свой рисунок и персонально пригласил папу играть.
Как объяснять ребенку, что он сделал неприятно папе? И может ли ребенок в таком возрасте просить прощения? Здесь я не очень понимаю, чего я вправе требовать от ребенка, а хотелось бы понимать.
Хочется научить его азам вежливости (вроде обнять папу и сказать "Пап, я очень хочу доиграть с мамой и мы придем к тебе", ну как-то так... плюс укрепить привязанность к папе.
Всем спасибо большое!
отцовство,
1-3,
анализ ситуации