пара слов о математике для дошколят

Apr 09, 2013 10:27

когда я задавала вопрос о математике дошкольникам, все дружно ответили, что самое первое - это "сосчитать". Мне бы хотелось сказать немного об этом. Порядковый счет - это совсем не начало математики, как это ни странно нам понимать. Вообще любое выражение знаками (в данном случае - цифрами) это не начало, а конец размышлений. Математика - это не всегда "сколько?", это еще и множество вопросов. ВОпрос о том, сколько предметов, возникает у ребенка вполне естественно на определенном этапе, даже если этому его специально не учить (уже проверено на собственном опыте :)). Конечно, мы не можем исключить из речи любые математические действия - прежде всего ребенок перенимает это от других. Но начинать каждый разговор о любых предметах или явлениях с вопроса "сколько?" уж точно не стоит.Для ребенка в дошкольном возрасте (особенно - в раннем детстве) чрезвычайно важно увидеть максимальное количество качеств, функций предмета и отношений его с другими предметами. Если мы заостряем внимание ребенка только на количестве - мы ограничиваем его исследование всех остальных сторон. В начале более важно развивать, например, пространственную ориентацию (то есть подвижные игры с мячом или освоение пространства в любой форме - это развитие математических способностей), а не учить ребенка ограничивать собственное исследование простым пересчетом количества предметов. Мы уже говорили, что чем больше связей может установить ребенок, тем лучше развивается его мышление. Желание посчитать и выяснить "сколько" приходит обязательно, не нужно этому учить в год :), очень скоро ребенок сам задается этим вопросом. Только отвечать на него нужно не рассматривая цифры в тетрадке (учебнике, на кубиках), а давая ребенку совершить множество физических действий: два яблока тяжелее, чем одно; три маленьких ягодки по количеству все равно больше, чем два больших апельсина; отношения больше-меньше изучаем не "в уме", а действуя с реальными предметами, выясняя, почему стало больше и почему стало меньше, и т.п. Вообще математика для маленьких - это не вычислительные действия, а физические опыты. За вопросом "сколько" родители обычно упускают множество не менее важных вопросов: "что быстрее? что выше? что дальше?", на которые ребенок должен отвечать именно опытным путем. и в этой теме нам никуда не уйти от активных действий с предметами - такое свободное экспериментирование дает намного больше для будущего освоения математики, нежели зубрежка порядкового счета и сложение-вычитание в детских "развивающих" тетрадях. Но тогда придется немного подождать, и не требовать сиюминутных результатов - чтобы ребенок красиво писал аккуратные цифры и решал примеры. Всегда короткая дорога длиннее - с одной стороны, родители хотят как лучше, и как можно раньше дают ребенку "учить математику", понимая при этом совершенно ограниченный набор примитивных примеров. С другой стороны, направляя внимание на строго определенный набор, они лишают ребенка возможности самостоятельно экспериментировать и самостоятельно РАЗМЫШЛЯТЬ, делать выводы. Математика, как известно, "гимнастика ума", поэтому тот ребенок, которому давали свободно развивать мышление, в долгосрочном плане будет более способен к математике, нежели тот, которому закрыли математику как область, оставив демонабор цифр и действий. Да, те дети, которые идут "вольно", на пороге первого класса не дают аховых видимых результатов - они не умножают и не вычисляют интегралы. То есть - они меньше работают с числами, со знаками. Зато они гораздо глубже понимают и в будущем, когда пойдет сложный материал, идут дальше своих "подготовленных" сверстников.

3-6, 1-3, математика, умственное развитие, Марина Озерова

Previous post Next post
Up